Джурджевдан

Первый год моей жизни в Сербии. Тихое весеннее утро, покой, сладкие сны… И, вдруг,  — тресь-блямс-бумс и ха-ха-ха на всю нашу улицу. Вскакиваю от неожиданности и трясу мужа, что это, мол? Пожар, авария, иной какой катаклизм? А он так спокойно, не открывая глаз, отвечает: «Это цыгане распахивают калитки и ворота… Может, ногами… Чтобы счастье вошло… Ну, Джурджевдан же сегодня!» Да уж, Джурджевдан…

У нас, славян и других жителей Балкан и российских просторов, очень даже много общего. Например — встречать весну и, путем передающихся из поколения в поколение обрядов, «обеспечивать» себе счастливый плодородный год. В свое время церковь (и католическая, и православная) «породнила» эти народные традиции со своими праздниками, так и получился Джурджевжан, он же Юрьев День (по имени святого Георгия Победоносца), он же Едерлези (от мусульманского святого Хидир Елеза). Разница, по сути, не так уж велика. Единственное, что хорваты, например, отмечают день Святого Победоносца 23 апреля, а сербы, цыгане или русские — 6 мая.

Святой Георгий — один из самых известных и почитаемых великомучеников Христианской церкви. По преданию, он жил в Палестине и был казнен по приказу Диоклетиана 23 апреля (6 мая) 290 г. Время гибели Святого Георгия совпало с традиционными славянскими весенними обрядами, так два праздника — церковный и языческий — слились в один. Джурджевдан – граница зимы и лета, пожелание здоровья домашним,  счастливого брака девушкам и юношам, плодовитости скоту и доброго урожая нивам.

Для мусульман Боснии и Герцеговины Юрьев День — своеобразный календарный рубеж, до или после которого что-то делать можно, а что-то нельзя. Например, «до» нельзя считать ягнят  — овцы перестанут плодиться,нельзя купаться в проточной воде — станешь бедняком или тебя укусит змея, а если на Юрьев День будешь много спать — проспишь все лето и будешь постоянно болеть.   Романтичные мусульманские девушки верили, что если на рассвете в Юрьев день попросить  солнце соединить их с возлюбленными, то счастливое замужество будет обеспечено. Ну, а какие именно слова-заклинания произносить, можно было спросить у мамы или бабушки.

Любая босанка знала, что очищенное яблоко, положенное под подушку накануне Юрьева дня, обязательно поможет увидеть во сне жениха,а носок брошенного через крышу башмачка укажет, откуда именно он появится.  Правда, хорватки толковали результаты этого гадание по-своему: они считали, что носок башмачка просто укажет быть замужеству в этом году или нет, в зависимости от того, повернут ли он в сторону дома (тогда ответ был, кстати, отрицательным). 

 

 (Юрьев Дан в Хорватии.)

Особенные свойства приписывались и приписываются воде и травам. Накануне Юрьева Дня босанки, сербки и хорватки  приносили  воду, желательно с мельницы, опускали в нее душистые травы, ими же покрывали сосуд и оставляли его на ночь под деревом или розовым кустом. Наутро этой водой нужно было умыться, чтобы надолго сохранить свою красоту.  Босанкам же после умывания полагалось еще и  взять в руки крапиву и пройтись по селу, обжигая всякого встречного «на доброе здоровье». Хорватки перед рассветом ходили купаться на реку или обливали себя ледяной водой из колодца. А потом, под обрядовые песни, собирали полевые цветы (кроме голубых) и плели венки, которые затем надевали себе на голову или вешали на шею недавно окотившимся овцам. Из леса приносили  ветви деревьев и украшали ими свои дома.

На Балканах считается, что на Юрьев День злые духи и ведьмы особенно полны сил и постоянно строят козни простому человеку. Для того, чтобы помешать им в этом безобразии, полагалось, например, всю ночь жечь вокруг села костры, как символ победы света над тьмой. В Хорватии дома и скот окропляли святой водой. Женщины в этот день не занимались домашней работой, а мужчины мастерили  из ивовой коры трубы в облике змеи, после чего дети  целый день самозабвенно в эти трубы дудели, отгоняя злых духов. Тем же самым занимались и их сверстники в Боснии.

(Вот в такие трубы, собственно. и дудели)

В Сербии, как и в Хорватии, накануне Джурджевдана вокруг села всю ночь горели костры, а девушки уходили в лес на  так называемый «уранак». На лесной поляне, недалеко от реки собирались цветы и травы для плетения венков. Молодежь опоясывалась прутом ивы (чтобы быть гибкими как «врба»), украшали платья дикой геранью-здравцем (для крепкого здоровья), крапивой  (чтобы сгорели все болезни) и любистоком (чтобы душа благоухала, как он). На рассвете купались, умывались настоянной на травах водой. Домой возвращались под утро и зелеными ветвями и венками украшали окна, двери и калитки, приговаривая при этом: «Da bude zdravlja, ploda i roda u domu, polju, toru i oboru»  («Да будут здоровье, приплод и урожай в доме, поле, хлеву»).

Еще же на Джурджевдан многие сербские семьи, почитающие Георгия Победоносца, как святого покровителя своей семьи, празднуют Славу. Как и положено, в этот день перед иконой Святого Георгия загорается лампада, в церкви освящается славский хлеб («колач»), ровно в полдень зажигается большая свеча, а потом целый день на праздничное застолье приходят гости.

(Освящение славского колача и жита на Джурджевдан в сербской церкви.)

Цыгане празднуют Джурджевдан или Едерлези вне зависимости от того, к какой вере они принадлежат. Это один из самых главных ромских праздников — пробуждения жизни и почитания умерших. Специально к 6 мая полностью отмывается дом, покупаются новая летняя одежда и обувь, а само празднование начинается еще 4 числа, когда вечером зажигаются костры, вокруг которых звучат песни, исполняются танцы. На «уранак» идут 5 мая, точно так же купаются в реке, плетут венки и приносят домой ветки ивы. После «уранка»  покупается ягненок, обязательно белый, потому что черный цвет приносит несчастье. Ягненка домой приводят живого и со словами «На счастье!» украшают ивовыми ветками – символами здоровья и плодовитости.

Покупка ягненка — дело обязательное, ведь если на Джурджевдан  на столе не будет овечьего мяса, то в текущем году дому грозят сплошные несчастья и беды. В иной семье деньги на него откладываются все предшествующие месяцы, а в Нише раньше было заведено, что хозяин, на которого работают цыгане, должен на Джурджевдан всех своих работников одарить новой одеждой и обувью, чтобы они могли потратить деньги на белых ягнят.

Закалывается ягненок или тем же вечером, или наутро, причем печень сразу же варится, посыпается солью и перцем и оставляется «для умерших».
6 мая утром умываются водой, приготовленной точно так же, как это делают хорватки, сербки или босанки, но с небольшим добавлением в виде опущенного в сосуд пасхального яйца. Им после умывания проводят по лицу, чтобы быть здоровыми и румяным. Праздничный обед состоит из печеной ягнятины, зеленого лука, чеснока, сладкого перца, хлеба и десерта. Число столовых приборов должно быть обязательно непарным, а несколько тарелок ставится специально для умерших. Помимо печеного мяса  обычно готовится ягнячья сармица — жировая сетка, начиненная рисом, мелко нарезанными внутренностями и луком, — или ими же нафаршированный и залитый сладким молоком и яйцами запеченный сычуг.  На десерт  подается «цыганский колач». Он очень и очень вкусный, несмотря на простоту рецепта.
Судите сами: 4 желтка взбиваются с сахаром, добавляется стакан молока, стакан подсолнечного масла, 1 чайная ложка какао и 150 граммов муки. Все хорошо перемешивается и запекается на среднем огне в округлой форме сантиметров тридцати . Охлажденный «колач» обильно намазывается джемом и сбитыми с сахаром белками, после чего он вновь возвращается в нагретую до 50 градусов духовку на 15 минут. Всего и делов-то!
Из дома цыгане выходят  только к вечеру и, надев все новое, прогуливаются по селу или городу, приветствуя знакомых словами «Бахтало Херделези» (Счастливого Джурджевдана). На второй и третий день  принято ходить в гости. По традиции праздник продлится ровно столько, сколько на столе будет ягнятина, поэтому голова ягненка на стол подается только на третий день. Православные сербские цыгане, кстати говоря, едят в эти дни и печеную свинину, а в Боснии принято венки и пасхальные яйца кидать в реку — очень красивый обычай, по-моему.

Русскому человеку слово «Едерлези» больше знакомо по названию старой сараевской песни, обработанной Гораном Бреговичем, которая звучит в фильме Кустурицы «Дом за вешанье» («Время цыган»). Надо сказать, что у этой песни два названия и два текста — сербский и цыганский. Говорят, что  песня «Джурджевдан» стала популярной в Югославии в 1942 году, после того, как ее спел  один из перевозимых в концлагерь Ясеновац боснийских сербов. Профессор Жарко Видович, присутствовавший при этом, рассказывал, что голос певца был настолько сильным, а песня так поднимала душевный настрой узников, что эсэсовцы забили все окна товарных вагонов, оставив людей практически без воздуха. Вот этот текст.

Proljeće na moje rame slijeće

đurđevak zeleni, đurđevak zeleni

svima osim meni Drumovi odoše,

a ja osta nema zvijezde Danice

nema zvijezde Danice

moje saputnice

Ej, kome sada moja draga

na đurđevak miriše

na đurđevak miriše

meni nikad više

E, evo zore,

evo zore

Bogu da se pomolim

evo zore, evo zore

ej, Đurđevdan je,

a ja nisam

s onom koju volim

Njeno ime

neka se spominje

svakog drugog dana

svakog drugog dana

osim Đurđevdana

Весна опускается мне на плечи,
ландыш зеленеет,
ландыш зеленеет
для всех, кроме меня.
Пути-дороги  ушли, а я остался
без  утренней звезды,
без утренней звезды
моей спутницы.

Кто сейчас ощущает запах моей дорогой,
которая пахнет ландышем,
которая пахнет ландышем,
я никогда больше не буду ощущать его.
Вот и заря настала, вот и заря настала,
помолюсь я Богу,
Вот и заря настала, вот и заря настала,
Наступил Юрьев день
а я не с той, которую люблю.

Пусть имя ее вспоминается
каждый последующий день
каждый последующий день
кроме Юрьева дня.

А это цыганский вариант.
Same amala oro kelena
Oro kelena dive kerena
Sa o Roma
(Amaro dive
Amaro dive, Ederlezi
Ej… ah… )
Sa o Roma, babo, babo
Sa o Roma, o daje
Sa o Roma, babo, babo
Ej, Ederlezi
Sa o Roma, daje

Sa o Roma babo, E bakren cinen.
A me coro, dural besava.
A a daje, amaro dive.
Amaro dive erdelezi.
Ediwado babo, amenge bakro.
Sa o Roma, babo.
E bakren cinen.
Eeee…j, Sa o Roma, babo babo,
Sa o Roma daje.
Sa o Roma, babo babo,
Erdelezi. Erdelezi,
Sa o Roma Daje.
Eeee… Sa o Roma, babo babo,
Sa o Roma daje.
Sa o Roma, babo babo, Eeee…
Erdelezi, Erdelezi.
Sa o Roma Daje

Все мои друзья
Оро танцуют,
Оро танцуют,
Праздник празднуют
Все цыгане, мама,
Все цыгане, папа, папа,
Все цыгане, ох, мама,
Все цыгане, папа, папа,
Эх, Эдерлези, Эдерлези
Все цыгане, мама,
Все цыгане, папа,
Барашков режут,
А я, бедный,
Поодаль сижу ,
Ах, это, мама,
Наш праздник,
Наш праздник, Эдерлези
Дали, папа, И нам барашка!
Все цыгане, папа,  Барашков режут
Все цыгане, папа, папа,
Все цыгане, ох, мама,
Все цыгане, папа, папа,
Эй, Эдерлези, Эдерлези Все цыгане, мама..


За фотографии спасибо интернету.
Вот, пожалуй, и все о Джурджевдане. Главное — не запирайте в ночь на 6 мая калитки, дайте цыганскому счастью войти в ваш дом!

Вера Соколова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *