Цена за право оставаться человеком
Всем известна знаменитая фотография, сделанная 13 июня 1936 года в Гамбурге. В тот день спускали на воду корабль «Хорст Вессель». Восторг и ликование выражали просто: вскинутая в нацистском приветствии рука и многократное «Зиг Хайль!». И посреди этого истеричного моря — один остров. Гранитная скала под натиском волн и штормового ветра. Единственный, кто не слился с толпой. Лицо сохранить трудно. Часто это дорогого стОит, и не менее дорого обходится. Цена Поступка бывает столь высока, что не всем она по плечу.
Это был Август Ландмессер, рабочий гамбургской верфи. У него была веская причина не сливаться с толпой, и звали эту причину – Ирма Эклер. Несмотря на то, что их брак фашистское законодательство не признавало, он не боялся называть любимую женой и даже появляться с ней в общественных местах. В 1941 году последовал арест. Больше Август и Ирма никогда не виделись: она погибла в газовой камере концлагеря Равенсбрюк в 1942-м, он пропал без вести в Хорватии в 1944-м.
Десятилетия сменяют друг друга. «Но всё так же, не проще время пробует нас…»
Знаменитый гандболист югославской сборной Горан Ченгич был убит 14 июня 1992 года в Сараево. Только он осмелился выйти из своей квартиры, чтобы помочь соседу, профессору Хусни Черимагичу, над которым издевался «монстр из Грбавицы» Веселин Влахович. Влахович тогда носил с собой целый список обречённых на смерть жителей сараевской Грбавицы — хорватов и босанцев.
Ченгичей в том перечне не было. Это была сербская «породица», а мать Горана вообще происходила из королевской семьи Черногории. Когда «Белые ангелы» Влаховича стали убивать, насиловать и грабить, отпора им не было. Жертв преступники выбирали с умом: хватали стариков, женщин, юношей и увозили их подальше от дома, чтобы убить.
Сын известного спортсмена сказал, что не считает поступок отца подвигом: «Он просто выполнил свой гражданский долг». Горан Ченгич поступил так, как полагал должным для Мужчины и Человека. А понятия эти вне национального или религиозного. Если же следовать логике Умного Скептика, смерть его была напрасной, а значит, глупой.
Через полгода после тех страшных событий, 21 января 1993-го, в городке Требине Срджан Алексич вступился за Алена Главовича, которого на глазах у прохожих избивали вооружённые солдаты и полицейские. Вся «вина» Главовича заключалась в том, что он был мусульманином.
Если бы тогда, в страшном военном январе, в толпе не оказался один Человек, которому хватило храбрости не забыть об этом, Алена забили бы до смерти. Срджан спас его ценой собственной жизни. Когда всю свою злость и ненависть нападавшие обратили против Алексича, толпа осталась толпой. Через шесть дней Срджан умер от полученных травм. Ален Главович выжил и живёт сейчас в Швеции вместе с семьёй. Каждый год он приезжает в Требине, чтобы поклониться могиле своего спасителя.
Цена за право оставаться Человеком всегда очень высока.