Серб в России — свой среди своих

На тему «Серб в России, свой среди своих» писал летом 2018 года по возвращении с мероприятий, связанных с юбилеем столетия убийства св. Царских мучеников и передачи иконы «Троеручицы» в дар Тарской епархии. Писал и совсем недавно, после моего визита в Россию в ноябре прошлого года. Считал, что этого хватит, что мои путешествия не являются чрезвычайно интересными, но мои русские друзья, писатели и журналисты считают, что надо оставлять следы таких путешествий. Считают, что надо писать про такие проявления «народной дипломатии», что мои путешествия не являются каким-то туризмом, поскольку дело идёт о приглашениях на серьёзные мероприятия. Борис Земцов, русский писатель и сербский доброволец, считает, что связи сербов и русских особенные и что на такую тему должна выйти книга…

По возвращении в Сербию один мой друг сказал по поводу моих сомнений, что иногда неважно, сколько людей возьмут книгу из библиотеки, сколько людей будут читать одну статью. Если в ней прославляется Слово, а не человеческая суета, она не зря написана, пускай и прочитает её только один человек. И притом он упрекал меня, что свои впечатления я ещё не «посербил», а ведь «русские темы» всегда интересны православным сербам (мои статьи написаны на русском языке, и я не успеваю перевести их на сербский, не хватает времени).

Действительно, я давно изучаю историю вековых сербско-русских связей, особенно духовных, и понимаю, что мой друг прав, — Россия представляет собой огромный магнит для всех верующих православных сербов. На своей шкуре каждый раз по приезду в Россию ощущаю, что для верующих православных русских людей отношение к православным сербам не дружеское, а именно братское. Конечно, здесь существуют и кровные славянские связи, но единство в Православии является фундаментальной основой такового братства. Хотя кроме этого, наверное, существует что-то ещё… Можно сказать и про болгар, что тоже славяне, тоже православные, но взаимные связи и народное чувство братской любви русских и сербов с болгарами не так теплы и не так крепки, как сербско-русские. Думаю, потому что русофильство стало частью сербского национального самосознания. Это хорошо выразил русский христианский мыслитель Иван Ильин: «Другие народы нас не знают и не понимают, боятся России, не сочувствуют ей и готовы радоваться всякому её ослаблению. Только одна маленькая Сербия сочувствовала России».

Я много пишу про Россию, но позвольте прежде описания последнего паломничества (я так воспринимаю каждый свой визит Россию) несколько слов о своем народе и своем Отечестве. Возможно, это «что-то ещё» — то, что сербы сегодня маленький народ (так не было всегда, в элитных веках сербской истории Сербия была царством) с менталитетом большого народа.

Только с менталитетом великого народа возможно было такое сопротивление туркам, каким была Косовская битва 1389 года. Другие балканские народы такого сопротивления не знают. Только народ великого менталитета мог подниматься на восстания вплоть до полного освобождения. Разве бы народ маленького менталитета воевал в Первой мировой против трёх могучих империй (Австо-Венгрская, Германская, Османская)? Разве народ маленького менталитета так воевал бы против Гитлера? И наконец, разве народ маленького менталитета воевал бы с НАТО-пактом? Надо не забывать что сербы являются единственным европейским народом, который в ХХ веке воевал с неонацистским НАТО-пактом. И только Сербия (и Босния и Герцеговина — только благодаря сербскому народу в Республике Сербской) до сих пор не находится в неонацистском НАТО-пакте. Вообще, Запад немилосердно относился к сербам на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков, делает это и ныне, в двадцать первом веке. Причина в том, что сербы всегда были преданными союзниками России, и не зря называют нас «маленькими русскими на Балканах».

Так что, во славу Слову, а не человеческой суете, пишу продолжение темы «Серб в России — свой среди своих»…

Ранко Гойкович Источник