Сегодня День Святой Петки Трновой
Сразу внесём ясность: Света Петка Трнова или Параскева Римская и Параскева Сербская – это две разные святые. Но их (благодаря имени) порой путают даже сами сербы и различают, чаще всего, по дням Славы – 8 августа и 27 октября соответственно.
Согласно Житию, Преподобномученица Параскева родилась во II веке и была единственной дочерью в семье родителей-христиан. После их смерти она раздала всё своё имущество, приняла иночество и стала проповедовать Евангелие среди язычников, многие из которых обратились в новую веру. Когда императору Антонину Пию донесли на неё, святая предстала перед судом. Но ни мучения, ни обещания огромных богатств не заставили Параскеву отречься от Христа. Поражённый император стал просить её об исцелении от слепоты. И, когда чудо свершилось, отпустил девушку на свободу. Но через несколько лет Параскеву обезглавили по приказу правителя Тарасия.
На фресках и иконах Святая Петка Трнова обычно изображается в монашеской одежде с крестом в правой руке. В левой она держит блюдо с глазами – символ дара исцеления людей от слепоты.
Восьмого августа во многих сербских семьях празднуют Славу. Это официальный праздник и в сёлах Лапово и Марковац. Причём изображение Святой Параскевы украшает лаповский герб. А в центре села построен необычайно красивый храм, посвящённый Святой Петке Трновой.
И вот теперь самое интересное. Восьмое августа завершает малый летний цикл женских праздников. Многие сербки специально постятся семь дней, чтобы причаститься утром 8 августа. В этот день не принято месить хлеб, стирать или гладить, выносить пепел и заниматься любым рукоделием. Говорят, у ослушавшейся женщины целый год руки будут «как не свои». Девушки на Трнову Петку собирают букеты полевых цветов и украшают ими дом, чтобы в нём царили мир и согласие. А девочкам одевают новые платьица – на счастье.
Все эти обычаи не зря связаны именно с периодом конца июля – начала августа. Как уже не раз подчёркивалось в других статьях, посвящённых православным сербским праздникам, это самое жаркое время года. Порой даже обычная домашняя работа при высоких температурах становится настоящим испытанием. Но от готовки, уборки и прочих дел женщина не освобождается даже по самым большим праздникам. Исключение составляет только период Рождества и Пасхи, накануне которых необходимо переделать все домашние дела. А вот Огненная Мария, Блага Мария и Петка Трнова позволяют женским рукам и глазам отдохнуть хотя бы ненадолго.
Появление среди славян христианства совпало и с большими социальными изменениями, когда матриархат остался в прошлом, а роль женщины была сильно ограничена. Единственное, что без сомнения так и осталось только её делом – это сбор лекарственных трав, да и вообще «общение с природой». Не случайно на Петку Трнову именно девушки украшают дом полевыми цветами – женские руки наделяют их особой силой. Южные славяне-язычники верили, что во время жатвы в полях «властвуют» женские божества – Полудницы. Они следят за тем, чтобы в разгар жары, в полдень, никто не работал в ниве. Ослушавшемуся пришлось бы получить изрядных тумаков от высоких девушек в белых одеждах. Могли и шею сломать. А православные сербы верят, что серьёзными увечьями грозят полевые работы как раз в день Святой Марины, Благой Марии или Святой Петки Трновой.
С последней сильно связан и славянский культ воды. В Сербии и сейчас принято, придя на родник, снять шапку, перекреститься, умыться и только потом наполнить кувшин. Уходя, нужно обязательно поблагодарить источник, сказав ему: «Спасибо!» Объясняли это тем, что вода из родника попадает в реку, из реки – в море, а из моря опять возвращается в родник. Поэтому тот, кого вода запомнит на источнике, никогда не утонет ни в реке, ни в море.
Особое место в Сербии занимают и чудотворные «изворы», способные исцелять глазные болезни и возвращать зрение. Конечно, легенды о них уходят корнями в дохристианские времена. Обычай, умывшись целебной водой, оставить рядом с родником использованное полотенце и бросить в воду монетку, не случаен. Южные славяне благодарили воду, делая ей подарки. А полотенце должно было унести на себе все следы болезни, то есть становилось табуированным. Поэтому никто и никогда ничего от чудотворного источника не уносит.
Исцеляющих глазные болезни вод в Сербии немало. Если раньше их чудеса приписывали Матери-Земле, дарующей людям «неначетую воду» из своих глубин, то с приходом христианства всё объяснялось деяниями святых. Вот и именем Петки Трновой стали нарекать подобные воды – ведь она исцеляла от слепоты.
Например, легенда о появлении чудесного источника в Железнике. Именно здесь когда-то проходил путь из Остружницы в Белград. Часто проезжал по нему и некий богатый торговец, возивший к столичному лекарю свою слепую от рождения дочь. Однажды они остановились на ночлег рядом с неприметным лесным родником. Как водится, испили из него воды и умылись. А утром девчушка разбудила отца радостным криком: «Тата, я вижу свет!» В ту же ночь торговцу во сне явилась Святая Петка Трнова. И в знак благодарности за чудесное исцеление торговец облагородил местность около источника и поставил рядом с ним икону Святой Параскевы Римской.
Православные сербы уверены, что чудотворные родники начинали бить, когда рядом останавливалась на ночлег процессия, перевозившая мощи святой из Цариграда в Яссы. Но и в других местах, где открывают лечебные воды, их посвящают Святой Петке Трновой до сих пор. Так в трёх километрах от Черевича (Фрушка Гора) сами дачники собрали средства на строительство капеллы над чудотворным родником. И вопроса, кому она будет посвящена, не задавалось.