Советские суда на подводных крыльях в Югославии

1.История развития судов на подводных крыльях в Советском Союзе.

2.Суда на подводных крыльях в Югославии. Сербия.

3.Суда на подводных крыльях в Югославии. Хорватия.

                                                                1. История развития судов на подводных крыльях в Советском Союзе :

В Советском Союзе экспериментальные работы по судам на подводных крыльях начались с 1933 года. Инженеры ЦАГИ Фролов В. Г. и Владимиров А. Н. провели первые исследования подводных крыльев в гидроканале ЦАГИ, первая самоходная модель СПК массой 300 кг. с двигателем мощностью 10 кВт развила на крыльях скорость 32 км/ч, одновременно ученые Келдыш М. В., Кочин Н. Е., Лаврентьев М. А., Седов Л. И. и Л. Н. Сретенский выполнили первые фундаментальные теоретические исследования гидродинамики крыла вблизи водной поверхности, работы были переведены на многие языки.  С конца 1950-х годов начался серийный выпуск пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и «Беларусь». В 1970—1980-е годы последовали суда «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон», «Ласточка». Первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1» вступило в опытную эксплуатацию 25 августа 1957 года на линии Горький—Казань. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.
Бум популярности судов на подводных крыльях пришёлся на начало 1960-х годов. К 1963 году суда этого типа были задействованы в пассажирском судоходстве по Волге, Днепру, Оби, Иртышу, Амуру   и другим водным путям страны. Прогноз пассажирских перевозок на 1963 год составил 2 миллиона пассажиров, что на 50 % превышало фактический показатель минувшего 1962 года. В настоящее время основной парк пассажирских СПК в России составляют суда, построенные в СССР. Всего было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов».

                                                                                                                       Комета-17. Кижи. Карелия.

Большинство советских судов на подводных крыльях были разработаны в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях и опытном заводе «Волга» под руководством выдающегося инженера Ростислава Алексеева. Несмотря на то, что в СССР производство СПК было развёрнуто позже всех, их выпуск был наиболее массовым, в частности, Boeing Marine Systems сумел построить около 40 СПК, швейцарский Supramar — около 150, а СССР — более 1300. Советские пассажирские СПК отличались высокими технико-экономическими показателями, себестоимость пассажир-километра в 1964 году составила 1,38 копейки, а цена билета и время поездки были меньше, чем на аналогичных автобусных маршрутах, благодаря этому они стали важным экспортным товаром, продававшимся по всему миру, журнал «Популярная механика» высказал мнение, что в современном мире при слове «суда на подводных крыльях» (англ. Hydrofoil Boats) в первую очередь представляют модели советского производства.

Судно типа «Метеор» — пассажирский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях проекта 342, предназначенный для скоростных перевозок пассажиров на речных и озерных (класса «О» речного регистра) пригородных и местных линиях. Головное судно серии было построено в 1960 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), а серийное строительство шло с 1961 по 2006 годы на Зеленодольском судостроительном заводе. Всего по первоначальному проекту и последующим модификациям (342Э, 342У) было построено 400 единиц судов, которые поступали практически во все речные пароходства как РСФСР, стран СССР, а также в страны Европы (Румынию, Болгарию, Польшу, Чехословакию и Югославию, а также Германию и Голландию), а также в Египет, Китай и т.д. Скорость судна эксплуатационная — 65 км/час. Пассажировместимость — 128 человек. Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км. В 1990-х годах суда типа «Метеор», оставшиеся без работы в России и на Украине массово покупались для работы в Греции, Китае, Вьетнаме.

 «Метеор- 71». Енисей. Красноярская ГЭС .                                                                  ТУ-154 и «Комета». Волга. 

«Комета» — морское пассажирское судно на подводных крыльях, предназначенное для перевозки пассажиров (118 человек) в светлое время суток на внутренних водных путях и морях, с удалением от порта-убежища до 40 миль (65 км) и дальностью плавания до 270 миль (430 км). Скорость «Кометы» при ходе на крыльях составляет 35 узлов (65 км/час) при волнении моря до 3-х баллов, 30 узлов (55 км/час) при 4 баллах волнения. Суда данного типа в различных модификациях строились с 1962 по 1983 годы на двух судостроительных заводах в СССР. Большая часть из почти 190 единиц флота было построено на Феодосийском заводе «Море» (Украина), другие — на Потийском судостроительном заводе (Грузия), где было построено головное судно серии. В СССР суда поставлялись на Черное, Азовское, Балтийское, Баренцово, Каспийское и Японское моря, реку Волгу, Дон и Дунай, Онежское озеро и Байкал. Больше половины из построенных судов предназначалось для эксплуатации за рубежом — как в странах соцблока (Болгария, Куба, Польша, Югославия), так и в прочих странах (Хорватия, Греция, Италия, странах Африки и Латинской Америки).

Заводы Советского Союза, где выпускались суда на подводных крыльях :

ФГУП Судостроительный завод «Море». Феодосия, Крым. С 1959 по 1976 год на ФСК «Море» строятся пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета». Всего было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

«Комета». В 1965−1980 годах строятся морские СПК «Комета». Всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт.

«Восход-2». В 1976 году на смену «Ракете» пришел речной СПК «Восход-2». Всего с 1976 по 1992 год было построено 156 теплоходов «Восход-2». С 1992 по 2002 год строились морские СПК «Восход-2М».

СПК «Еврофойл» — модификация морского-речного СПК «Восход». Одновинтовое однопалубное пассажирское судно на подводных крыльях с кормовым расположением энергетической установки и носовым подруливающим устройством. Судно предназначено для эксплуатации на каналах, реках и озёрах в светлое время суток в районах с умеренным климатом.  Невозможность подходить к необорудованным стоянкам ввиду глубокой осадки СПК.

                                                                           «Метеор-2». Херсонская обл. Каховский судоходный шлюз

Потийский судоремонтно-судостроительный завод.  С 1962 года на Потийском заводе стали выпускать морское пассажирское судно на подводных крыльях типа «Комета», которую затем стал выпускать и Феодосийский завод «Море» в Крыму. В 1983 году производство «Комет» было прекращено (всего было построено 39 единиц), а им на смену пришла серия судов типа «Колхида» — морское пассажирское судно на подводных крыльях проекта 10390.

Планировалось, что на заводе в Поти будет построена и серия скоростных судов судов на подводных крыльях типа «Катран», но в 1992 году, с началом грузино-абхазской войны (1992—1993) все производство было остановлено. Часть из судов, которые успели заложить до этого времени, было достроено в середине и конце 1990-х годов, а выпуск «Катранов» перенесен на судостроительный завод «Волга» в Нижний Новгород. После разрухи 1990-х годов завод не восстанавливали, и в 2000-е годы на его месте был построен жилой район.

 Завод АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» стоит у истоков создания первых быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания: судов на подводных крыльях («Метеор», 1961-2006 гг., „Сокол“, 1975-1977 гг.), кораблей на воздушной подушке („Бора“ и „Самум“, не имевших на тот период аналогов в мире, 1989 и 1999 гг.). Скоростной теплоход на подводных крыльях «Метеор» (с 1961 года; более 300 единиц), которые эксплуатируются на реках России и за рубежом: в СНГ, Польше, Болгарии, Чехии, Венгрии, Югославии, Китае.

                                                                                                           «Метеор» в Петербурге на Неве.

Распад СССР совпал с мировым падением интереса к СПК, вызванным ростом цен на энергоносители и связанным с этим, ухудшением рентабельности подобных судов. Но с приходом 90-х все изменилось, Советский Союз распался, население, традиционно пользовавшееся судами, потеряло платежеспособность, рентабельность снизилась за счет повышения стоимости дизельного топлива, моторного масла, запчастей, главных двигателей и их обслуживания. Как следствие, суда выводились из эксплуатации или продавались сторонним организациям для переоборудования под бары и рестораны.

На самом деле причин, по которым использование судов на подводных крыльях как транспорта пошло на спад, хватало. С развитием сети автодорог и распространением личных автомобилей регулярные речные перевозки стали пользоваться все меньшей популярностью. Один за другим закрывались «ракетные» рейсы с формулировкой «нерентабельно». Увеличение стоимости проезда объясняли дорогим топливом и отсутствием финансирования. Списание со счетов «Ракет» как регулярного транспорта объяснялось невозможностью их круглогодичного использования по причине сезонности. Недостаток финансирования обернулся проблемами с ремонтно-обслуживающей базой. Как следствие, некогда поражающие воображение суда на подводных крыльях стали приходить в ужасающее состояние, что-то продавалось, а что-то списывалось на берег.
К окончанию «золотого века»  советские суда на подводных крыльях работали в Югославии, Греции, Италии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Нидерландах, Египте, Вьетнаме,Китае, Германии, США и других странах.

                                                                  2.Суда на подводных крыльях в Югославии. Сербия :

 Сербия. В семидесятых годах прошлого столетия излюбленным отдыхом белградцев были путешествия по Дунаю из столицы в Джердап и Текию на теплоходах, а точнее на судах с подводными крыльями – гидроглиссерах. В основном на маршруте курсировали советские «Ракеты» и «Метеоры», которые когда-то были популярными видами речного транспорта и в нашей стране. «Ракеты» и «Метеоры» Часть СПК входили в состав JRB — Jugoslovensko rečno brodarstvo iz Beograda (Югославское речное пароходство из Белграда), другая часть была в составе туристических компаний «Centroturist» и «Jugoturs».

  

                                  «Метеор» на Дунае.                                                                                                  Белградская пристань. 1980год.

Жители Белграда   гордились судами на подводных крыльях, настоящими «речными самолетами», которые получили от белградцев своё второе название —«Белая флотилия». Путешествия на этих судах были одним из синонимов «золотых семидесятых», когда улучшение уровня жизни ощущалось значительной частью всех слоев общества.  Пригласить своих гостей в путешествие по Дунаю на таком корабле -это был вопрос престижа и значительной гордости для настоящего белградца.
Добраться до национального парка «Джердап» на теплоходе можно было за 3,5 часа, всю дорогу любуясь прекрасными видами, попивая кофе или напитки покрепче за барной стойкой. Это были «золотые семидесятые», когда все слои населения бывшей Югославии чувствовали себя достаточно комфортно в экономическом плане. Это было время, когда современные, роскошно оборудованные суда на подводных крыльях курсировали по Дунаю и через несколько часов с начала путешествия по Дунаю прибывали  из Белграда в Джердапское ущелье. На палубах этих  красивых «летающих» кораблей загорали белградские красавицы, а мужчины в салоне пили напитки, которые подавали  «речные стюардессы».

                                                                                                                                            «Ракеты» в Кладово. 1970 год.       
Поездки были максимально комфортны и безопасны — к управлению судами в те времена допускали только самых квалифицированных и опытных капитанов. Но славились глиссеры не только скоростью и удобством, а и невероятно красивыми «речными» стюардессами, соперничавшими по красоте со стюардессами «небесными». Неудивительно, что «золотые семидесятые» у старшего поколения белградцев до сих пор ассоциируются с этими судами из «Белой флотилии.» Расстояние в 220 километров эти суда преодолевали за 3, 5 часа, что было намного   быстрее, чем добираться на автобусе, путь на котором до конечной точки маршрута занимал около шести часов.  В составе «Белой флотилии » было два типа быстроходных судов: «Метеор» и «Ракета».

Список судов на подводных крыльях, эксплуатировавшихся на Дунае и Саве:

По данным сайта SPKFLEET – СПКФЛОТ  www.spkfleet.ru     всего было в экспуатации 11 судов на подводных крыльях. «Метеоры» был более привлекательным, более комфортным, на них было больше застекленного пространства, поэтому пассажиры имели более четкое представление о побережье, а его вместимость составляла около ста человек. Немного меньшая «Ракета» перевозила около 60 пассажиров. По выходным дням из Белграда было организовано по три регулярных рейса. Цены на билеты были достаточно приемлемыми, так как что государство компенсировало часть затрат на топливо и техническое обслуживание Югославскому речному пароходству. Вечером туристы возвращались в Белград после незабываемой поездки. Судами управляли самые опытные капитаны пароходства.


                                                                                                «Метеор» на Дунае в ущелье Джердап.

Случались на Дунае и аварии. Из югославской прессы:   «… Катастрофой в полном смысле слова можно назвать столкновение пассажирского югославского СПК «Смедерево» с землечерпалкой 11.09.1970 года на р. Дунай, в 50 км от Белграда. На судне находилось 64 пассажира и 6 членов экипажа. В результате катастрофы двое погибших и 39 раненых, из них 21 тяжело».

В октябре 1969 года Иосип Броз Тито принимал американских космонавтов, членов экипажа «Аполлона-11» — Нила Армстронга, Элвина Олдрина и Майкла Коллинза. После завершения официальной части Тито пригласил астронавтов совершить совместную прогулку по Дунаю на «Метеоре».  «Метеором» управлял один из лучших капитанов Югославскго речного пароходства Жарко Юзбашич, которого после прогулки астронавты поблагодарили его за отличное и комфортное плавание.

Список судов на подводных крыльях, эксплуатировавшихся в Сербии на реках  Дунай и Сава.

Метеор. Пресноводные реки и водохранилища в районах с умеренным климатом.     Зеленодольский судостроительный завод:

БЕОГРАД    1965г.
Светозарево.
Bela Ladja
PRIŠTINA
ZAJEČAR

«Метеор » на Саве около Бранкового моста.                                                   «Метеор» на Дунае.

Ракета. Пресноводные реки и водохранилища (внутри страны и за границей) в районах с умеренным климатом. Судостроительный завод „Море“:

Novi Sad              1963г.
Смедерево         1963г.
Свети Никола  1963г.
Ljubljana           1963г.
Восход. Скоростные перевозки пассажиров в светлое время суток на транзитных и местных линиях. Судостроительный завод „Море“:
TITOGRAD  1982г.
ZAGREB      1982г.
Осенью 2017 года Агентство регионального развития Восточной Сербии (RARIS) провела анализ возможности создания речных пассажирские перевозок между Белградом и Джердапом. Этот документ был профинансирован ЕС в рамках проекта TRANSDANUBE и проанализирован различный суд, которые могут перевозить больше пассажиров в течение короткого периода времени и по доступной цене. Оптимальным выбрана река в пути между Белградской Велико Градиште-Голубац-Дони Милановац-Текия.

                                                            3.Суда на подводных крыльях в Югославии. Хорватия:

В Хорватии первое коммерческое использование судов на подводных крыльях началось в порту Сплита, который закупал эти суда для перевозки пассажиров из Каштелы и Сплита в порты адриатического побережья и на острова. Суда также использовались для перевозки туристов с морских курортов Хорватии и для трансграничных торговых маршрутов в соседние страны.

 Суда на подводных крыльях, эксплуатировавшихся в Хорватии на море —Крылья Адриатики.

Типы СПК, поставляемые из СССР в Хорватию:

«Комета» — морское пассажирское судно на подводных крыльях, предназначенное для перевозки пассажиров (118 человек) в светлое время суток на внутренних водных путях и морях, с удалением от порта-убежища до 40 миль (65 км) и дальностью плавания до 270 миль (430 км).

Колхида. Район плавания — открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. Судостроительный завод в Поти.

Катран. Район плавания — открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. Судостроительный завод: ССЗ «Волга» Нижний Новгород с 1994 г.

    

 Пореч, на западном побережье полуострова Истрия. 1984год.                                                        Сплит, 1994 год.

Большая часть СПК , эксплуатировавшихся в Хорватии на море, были «Кометы».  В именах большинства судов на подводных крыльях, которые были приобретены в СССР и эксплуатировались на Адриатическом море, присутствовало слово «Крылья». Первые суда появились в конце 1960-х годов, которым дали имена «Крылья Сплита», «Крылья Адриатики» и «Крылья Будвы». Затем появились «Крылья Далмации», «Крылья Истрии», «Крылья Дубровника» и «Крылья Задара». Все корабли принадлежали компании Atlas, которая в начале 1980-х купила два новых «Крылья Брача» и «Крылья Хвара». Ни одно из судов, приобретенных в 1968 году и ранее не эксплуатировались после 1991 года.

 

                       Крылья Ядрана , Пула.                                                                                              Крылья Далмации, остров Хвар.

Название судна:                                                Завод:                                                                           Год выпуска

Krila Kvarnera           Потийский  судостроительный завод                                                  1977
Krila Briona               Потийский судостроительный завод                                                   1983
Кrila Portoroza         Потийский   судостроительный завод                                                 1983
Кrila Hvara                Потийский  судостроительный завод                                                  1982
Кrila Brača                 Потийский судостроительный завод                                                   1982
Кrila Kornata             Потийский  судостроительный завод                                                 1980
Кrila Primorske         Потийский судостроительный завод                                                  1980
Кrila Pirana                Потийский судостроительный завод                                                  1979
Žverinac                      Потийский судостроительный завод                                                  1978
Žman                            Потйский судостроительный завод                                                    1978
Krila Sibenika             Потйский судостроительный завод                                                   1977
KrilaSlovenije              Потийский судостроительный завод                                               1977
Krila Dubrovnika        Потийский судостроительный завод                                               1971
Krila Kostrene             Потийский  судостроительный завод                                              1971
Krila Zadra                   Судостроительный завод «Море». Феодосия                               1971
Atalanta                        Судостроительный завод «Море». Феодосия                               1970
Krila Istre                     Судостроительный завод «Море». Феодосия                               1968
Krila Dubrovnika        Судостроительный завод «Море». Феодосия                               1968
Krila Dalmacije            Судостроительный завод «Море».  Феодосия                             1968
Krila Jadrana               Потийский  судостроительный завод                                            1967
Krila Budve                   Потийский  судостроительный завод                                           1967
Krila Splita                   Потийский  судостроительный завод                                           1966

                                                                                                                      «Žman» и  «Žverinac» на острове Зверинац.   

Одной из самых больших проблем этих судов заключалась в том, что российские двигатели на СПК потребляли большое количество топлива. По этой причине предприимчивые греки в середине 1990-х годов покупали у бывших социалистических республик за небольшие деньги эти суда, а затем их переоборудовали на более современные турбодизельные двигатели «Мерседес». Одно из бывших югославских судов сегодня совершает рейсы по Греции между Кавалой и островом Тасос только с новым двигателем. В Греции их прозвали «дельфинаки» — дельфины. Второй существенной проблемой эксплуатации этих судов на реках была проблема с хрупкой конструкцией корпуса из алюминия. Из-за зимы и непростой ледовой обстановки на реках суда находились в сухом доке с октября по апрель. и не могли зарабатывать деньги.

 
Крылья Дубровника, 1994 год.                                                                                                                                Крылья Сплита, 1980 год.

     Югославская морская линия Пула — Венеция, 1981 год.

Тюриков Сергей.

Благодарим за предоставленную информацию Станислава Круглова и сайт, посвященной судам на подводных крыльях и воздушной подушке. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.spkfleet.ru&cc_key=