Наводнение

Шестнадцатого мая исполняется девять лет, как почти полностью ушёл под воду сербский городок Обреновац. Для нас, переживших то наводнение, жизнь разделилась на «до» и «после». Я никогда не думала, что хроника природной катастрофы может так напоминать военные репортажи. Бесконечный гул вертолётов и проходящих мимо огромных амфибий, колонны беженцев, очереди за питьевой водой и хлебом – всё слилось в один бесконечный кошмар. За несколько дней я увидела столько примеров необычайного мужества и человечности, столько подлости и низости, что хватило бы на целую жизнь. Ничего подобного не было со времён 90-х.

В мае 2014-го я кончательно поняла две вещи: нет ничего прекраснее  и ничего отвратительнее человека, а больше всего сил придают две ухватившиеся за тебя детские ладошки…

13 мая 2014 года над Балканами пронёсся циклон «Тамара». Его центр располагался как раз над Сербией и БиГ, на которые с 13 по 15 мая обрушилось невероятное количество осадков – самое большое за всю историю метеонаблюдений. В результате разразилось настоящее стихийное бедствие — наводнения и оползни. Шестнадцатого мая под водой оказалось 90 % территории Обреновца. Оставшимся 10 % было немногим легче: нет ни электричества, ни продуктов, ни, самое главное, питьевой воды.

Первыми на помощь нашему городу пришли российские спасатели. В Сербию прибыло 73 представителя МЧС, оснащённых всей необходимой техникой и оборудованием. Кроме того, на аэродроме в Нише приняли 47 тонн гуманитарного груза – еда, одежда, средства гигиены и т.д.

У Обреновца теперь есть свои русские герои — Петр Гриценко (30 лет), Александр Гурин (39 лет) и Ефим Белов (48 лет) — спасатели из Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». В честь Александра здесь теперь называют малышей, для нас он человек-легенда. Гурин спас несколько человек из перевернувшейся лодки. Звучит буднично, но только для тех, кто не видел наступающую волну. Я её видела. Это страшно.

Александр Гурин позднее рассказывал: «Я прыгнул с моста, доплыл и успел вернуть их в лодку. Но вода швырнула меня назад. Я пошел на дно и несколько раз ударился о бетон, так как вода затопила мост. Смог вынырнуть 15 метрами ниже по течению, где коллеги меня вытащили». И всё. А ведь тогда он получил довольно серьёзное ранение (думаю, шрам на голове у Александра есть до сих пор). Но несмотря на это Герой продолжил спасать людей! Такое не забывается.

Из интервью Петра Гриценко сербскому «Блицу»: «Мы попрыгали в лодки. И ваши люди очень храбрые. Бежали нам на помощь. Указывали нам дорогу, так как местность нам незнакома. Я давно не видел такой солидарности. Я очень уважаю и люблю ваш народ, бывал в Сербии и раньше  — разминировал поля под Парачином».

Когда вода ушла, кошмар не закончился. Город-призрак нужно было восстанавливать. В июне 2014-го я записала в дневнике:  «На возрождение города дали год. Но в большинстве своём народ сомневается, что это реальные сроки. Некоторые семьи вообще больше в Обреновац не вернутся. Я знаю уже три такие решившие уехать навсегда «породицы».  Ну, а кто остался, снова сажает цветы в палисадниках. Удивительное дело — человек. Дом зияет пустыми окнами, всё нараспашку, на стене жёлтая полоса почти на уровне крыши. А хозяйка поправляет клумбы, сажает бегонии, муж газон  подстригает, а на столике рядом с палаткой дочь разливает кофе в объёмные чашки. И не потому, что побольше хочется, а просто кофейные пришлось выбросить. И у всех на лицах улыбки.  Не сфотографировала, рука почему-то дрогнула…»

«Многие старые глиняные домики вообще не выдержали такого испытания и рухнули. Сейчас хозяева живут или в казармах, превращённых в общежитие для пострадавших, или у родственников, или на съёмных квартирах. Возвращаться им пока некуда. Председатель «општины » гарантировал, что все они получат новое жильё в течение нескольких месяцев.  Но старика рыдают — этот был их дом, от которого осталось, извините за несуразность, «пепелище».

Если же стены уцелели, то жить внутри всё равно пока невозможно. Пока дом «на просушке», многие вынуждены жить в палатках, которые разбивают во дворе. Так что, если услышите от кого-нибудь «живемо у шатору», это выглядит приблизительно вот так…»

Сербия и БиГ благодарны за помощь в борьбе со стихией России, Беларуси, Израилю, Словении, Черногории, Македонии, Венгрии, Франции, ОАЭ, Туркмении, США, Великобритании, Австралии.

Личное СПАСИБО всем – и профессиональным спасателям, и  официальным представителям государств, и обычным людям, не оставившим нас в беде.

Я помню.

Вера Соколова