Сербские «хорваты» Воеводины
«Сербские» хорваты — буневцы живут на границе сербской Воеводины и Венгрии, а Суботица для них — это в некотором роде столица. Справедливости ради нужно сказать, что сами буневцы считать себя хорватами отказываются, хотя и пришли в Бачку с Динарского нагорья. Четырнадцатого мая 1945 года Главный народноосвободительный комитет Воеводины принял акт, в котором говорилось, что буневцы и шокцы как народность не существуют, поэтому отныне они будут считаться хорватами. В то время в Суботице и Сомбору проживало около 40 000 попавших под национально-политическую раздачу человек. В 2018 году насчитали всего 16 706.
Почему? Документ сыграл с буневцами и шокцами злую шутку: как только межнациональное положение в Югославии обострялось, они тут же чувствовали это на себе. Многие вынужденно уезжали в Венгрию, Германию, Хорватию… Так что совершенно не удивительно, что в прошлом году Союз бачских буневцев в очередной раз потребовал у Скупштины Воеводины отменить декрет 1945 года. Ведь их язык, культура и традиции заметно отличаются от хорватской.
Издавна основными их занятиями буневцев была обработка земли и скотоводство. Женщины прекрасно пряли и ткали, а основным материалом им служили лён и куделя (конопля). Последнюю делили на «белойку», ткань из которой потом использовали для шитья предметов одежды, и «црнойку» — для грубых покрывал и необходимых в хозяйстве мелочей — мешков и верёвок. Интересно, что качественную кудель называли «мужской», а «второсортную» — «женской».
Меня всегда поражало необыкновенно бережное отношение жителей Балкан к своему прошлому. Вот и фотографии, которые я буду использовать в этом тексте, в основном взяты из семейных альбомов жителей Воеводины. Это Манда Скендерович Лешина за работой, 1920 год.
В те годы уже стало возможным покупать льняную и хлопковую ткань фабричной выделки, и мастерицы переключились на «зачунчаницы», настоящее произведение искусства. Это уже было не просто белое полотно, а тонкая ткань с вытканным геометрическим или цветочным узором из белых (иногда с добавлением золотых) нитей. «Зачунчаницы» использовали при шитье женской одежды, шарфов, скатертей и занавесок.
Мужская и женская одежда делилась на повседневную и праздничную. В основе мужского костюма — всё те же рубаха, штаны, опанцы и кабаница (пальто типа шинели, название известной повести Гоголя в хорватском переводе так и звучит — «Кабаница» ). И рубахи, и штаны были свободного покроя, шились из белого льняного или кудельного полотна. Праздничные штаны, кстати, были шире повседневных и хорошенько накрахмалены.
Тамбураши, фотография из коллекции Виде Багура.
В середине XIX века стал очень популярен городской стиль. В моду вошли шляпы, суженные к низу брюки-«чакширы», жилеты, пальто-долама, сапоги и туфли. Праздничную одежду богато украшали вышивкой, часто «златовезом». особой красотой блистали жилеты, застёгивавшиеся на пятнадцать — двадцать серебряныхые пуговиц.
Фотографии Ивана Ивковича Ивандекича: буневац, одетый по моде конца XIX века, жилет и долама. Зимой утеплялись, надевая, «реклию» (шерстяное пальто), «пршняк» и «опаклию» из овечьих шкур, толстые шерстяные носки и меховые шапки-шубары.
Буневки щеголяли в белых вышитых рубашках, которые так же делились на повседневные и праздничные. Последние шились из тончайшего полотна, имели длинный, присобранный на плече рукав и богато украшались кружевами. Поскольку женщины надевали до девяти нижних юбок (подсукне), было важно, чтобы они не выбивались из под платья, а «основная» «сукня» смотрелась бы пышнее, выгодно подчёркивая фигуру её обладательницы. Для этого дамы «опоясывались» специальными приспособлениями — турнирами.
Турнир. Молодожёны Маришка Прчич и Пайо Дулич, конец XIX века, коллекция Дубравки Галфи
В конце девятнадцатого века в моду вошли жаккардовые шали, без которых невозможно было представить праздничный наряд девушки или женщины из любого сословия. Богатые дамы часто выписывали себе французские «лионске руве». Яркие разноузорные шали был необычайно мягкими и приятными на ощупь. В праздничнои гардеробе обязательно были и жаккардовые юбки из парчи (брокатной свилы).
Буневка в свадебном платье из лионского шёлка (слева) и парчовом праздничном наряде конца 19 века, коллекция Петра Войнича Пурчара, фотография Ивана Ивковича Ивандекича.
На рубашку надевали мидер — шёлковый или бархатный жилет, по его виду легко можно было догадаться, кто перед тобой — замужняя женщина не носила мидер белого цвета. Обязательным элементом одежды был фартук, причём это могла быть праздничная «прегача» или повседневная «кецеля», повязывавшаяся поверх первой, когда хозяйка обслуживала гостей за столом.
Особенностью костюма буневки был «играч» — отрез ткани шириной до пятнадцати сантиметров и длиной около трёх метров. Первоначально он просто защищал платье от грязи и надевался исключительно на «веселье», причём во время танцев «играч» обвязывался вокруг пояса. Но вскоре он стал неотъемлемой частью женского туалета и должен был полностью гармонировать с платьем.
Шёлковые играчи из коллекции Петра Войнича Пурчара, фото Ивана Ивковича Ивандекича.
Платки (марамы) в основном носили и девушки, и женщины. Жёны убирали причёску под кунджу или капицу (шапочку). По манере повязывать платок буневку можно было легко выделить из тысячи других женщин. Он должен был «держать форму», для чего специальная картонная основа вставлялась в белую накрахмаленную «марамицу», та в свою очередь подкладывалась под «мараму». Главным украшением служили длинные бусы-джерданы, часто спускавшиеся ниже линии груди, богатые дамы носили ожерелья из золотых монет-дукатов. Обувь делили на два вида: туфли «с пяточкой» и «папучи», которые сейчас мы назвали бы шлёпками. Кожаный или шёлковый верх буневских «шлёпок» богато украшался узором.
Буневка в капице (справа вверху), фотография Терезы Чович род. 1912 г., женские папучи, коллекция Петра Войнича Пурчара.
Зимой «буневачке Хрватице» надевали чурдию (на фотографии). Это зимнее пальто из тёмно-синего сукна на меху было длиной до колена и украшалось лисьим мехом и серебряным жгутом. Обычно чурдию свёкор дарил новоиспечённой снохе на свадьбу или первые Материце — декабрьский праздник матерей и жён. Более скромным вариантом чурдии были «йопке», «кожухи» и «бунде».
В двадцатом веке, когда выбор ткани стал гораздо богаче, в моду вошли повседневные «пругасте халине» (полосатые платьица). А в праздники хорватки Воеводины по-прежнему отдавали предпочтение «белому везу» -шлингеру. И никого не интересовало, толстит их белый цвет или нет. Только подумайте!
Женщина в чурдии (справа вверху), коллекция ХКЦ «Буневачко коло», фото Ивана Ивковича Ивандекича.