Родить в Сербии или Чудовища вида ужасного…
Девять месяцев «сказочного беременного кавардака» плавно перетекли в часть вторую — жизнь с малышом. По мере Тиянкиного взросления «пугалки» потихонечку становились все меньше и меньше и, по прошествии полутора лет, почти «сошли на нет». Зато нам есть, что вспомнить!
О Тиянином появлении на свет первой узнала я, а вторым — папа. Радости не было границ: ждать первенца до 37 лет своей биографии — это что-то. Границ не имела и озабоченность, потому что следовало немедленно оповестить остальных родственников и знакомых (а их почти сотня) и устроить дома праздник со стрельбой из ружья (его успешно заменили петарды), поеданием печеного поросенка и выпиванием ракии. В Сербии это называется пригласить «на част». Очень правильно, скажу я вам, что праздник устраивается пока мама и ребенок находятся в роддоме. В этот день полагается радоваться от души, то есть гулять почти до рассвета. Оповещенные о семейной радости соседи, кстати, не возражают против бессонной ночи. Всем понятно — у людей Большой Праздник. Подарки на «част» носить не принято. Важнее просто иметь желание разделить радость со счастливым папой и… разорвать на нем рубашку или футболку. Это важный элемент поздравления, потому как «на счастье». Короче говоря, наш счастливый тата переодевался несколько раз, потому что гости рвали на нем футболки от всей своей души. Я могу только подозревать, что именно творилось у нас дома в первый день Тиянкиной жизни. Но, когда через три дня мы приехали из роддома, все было чистенько-пречистенько и свеженько-пресвеженько. О недавнем веселье напоминали лишь заботливо сложенные в уголке превратившиеся в лохмотья футболочки, потому что новоявленный отец совершенно не представлял, что с ними делать: выбросить — не выбросить…))
Имя свое дочунька получила еще до рождения. Мы долго выбирали, чтобы и по-сербски красиво звучало, и по-русски. Вообще в Сербии «крестит» ребенка главный кум (свидетель со стороны жениха), он и имя обычно выбирает. Но я воспротивилась. Во-первых, ребенок мой, а, во-вторых, Ваня или Пивка для России, мягко говоря, — неудачный вариант. Кум не возражал: в конце-концов, он современный человек с высшим образованием, а не средневековый «селяк». Остановились на Тияне, что значит «тихая».
Первые 40 дней жизни маленького человечка – самые ответственные в его биографии. Считается, что в это время, ни много-ни мало, определяется его судьба. На третий день, согласно сербским поверьям, к малышу приходят «судженицы», которые определяют его будущее. К их появлению следовало обязательно убрать комнату и надеть на ребеночка все самое новое или, по крайней мере, чистое, а также поставить на стол сласти и бутылку вина, чтобы умилостивить суджениц и они, будучи в хорошем расположении, предрекли сплошную радость и достаток. Цыганским мамам вообще до сих пор предписывается проводить всю ночь в бдении, чтобы «счастье не проспать». Не знаю, что там судженицы «наткали» Тияне, в ту судьбоносную ночь мы еще были в роддоме. Повлиять на судьбу было не судьба (почти каламбур).
Вернувшись из «породилишта», я поняла, что самое главное в эти полтора месяца — защищать малыша от страшных и неприятных злых духов, которые просто-таки осаждают дом. Затаились, понимаете ли, и ждут, когда молодая мама, по глупости или незнанию, нарушит многочисленные табу и позволит им навредить малышу «на всю катушку». Чтобы этого не случилось, моя свекровь и соседки снова «заступили на пост». Но, если во время беременности, вооружившись чувством юмора, дань традициям я отдавала весьма спокойно, то теперь во мне проснулся страшный зверь по имени материнский инстинкт плюс гормоны, и я просто стала оч. злая и оч. несговорчивая. Например, для того, чтобы уберечь малыша от злых духов, следовало посыпать его головку смесью соли и сахара, а под подушку (которой нет в принципе) положить чеснок и еще какую-то противно пахнущую траву. Процесс посыпания я отвергла категорически, а столь любимый антивампирский набор позволила положить исключительно под кроватку. Пролежал он там где-то месяц. Потихонечку к чесноку добавились веточка из сорочьего гнезда, заботливо принесенная соседом-боснийцем Фихредом, сплетенная из белой, красной и черной нитей «косичка» от македонки Ружицы и еще какие-то мелочи от прочих соседей.
К защитным оберегам, естественно, добавились многочисленные запреты. 40 дней ребеночка нельзя было выносить дальше двора, походы «на улицу» запрещались категорически. Зато на сорок первый день надлежало пойти в гости аж в три дома к ряду. Ну, с этой задачей мы справились быстро: прогулялись к бабушке, дяде (все это в рамках одного двора) и к кумовьям (двор соседний). Желающих принять дорогих гостей было гораздо больше, но три — значит три.
Выходить на улицу после заката солнца тоже запрещалось, равно как и оставлять во дворе любые детские вещички. Пеленки, кстати, следовало бы стирать исключительно в день «закакивания», но… «да здравствует памперс»!
Я решила поинтересоваться, какие именно «силы зла властвуют безраздельно» на нашем боло дворе? Оказалось — босорки, они же вештицы, они же бабицы, то есть колдуньи по-русски. Или демоны, кому как нравится. Выглядят они приблизительно так. Босорка – женский демон в обличье старушки, которая в первые 40 дней, согласно цыганскому (!) фольклору, приходит к матери, чтобы украсть или заменить ее ребенка. Если подмена состоится, мать должна отнести «кукушонка» в чащу леса, где и живет Босорка, и начать хлестать младенца прутиком, чтобы пробудить в колдунье материнские чувства. Тогда Босорка, желая прекатить мучения своего малыша, вернет матери ее новорожденного. Чтобы спасти дитятко от печальной участи, и сербы, и цыгане повязывают ему на левую руку все тот же «црвени кончич» — красную ниточку. Цыгане, кстати, вообще дают своим малышам аж три имени. Первое – при рождении, его знает только мама и скрывает от злых духов. Второе используется «среди своих», а третье – при общении с нецыганами, то есть «чужими». Это третье имя всегда мусульманское или христианское.
Вообще цыгане здесь — главные «специалисты» по борьбе со злыми духами. Вот, например, ваш новорожденный малыш расплакался. О чем вы подумаете? Что он голоден, хочет спать или его мучают газики. Но моя свекровь была уверена — это все сглаз! То есть кто-то нехорошо на малыша посмотрел. Поэтому она немедленно бежала к себе на кухню , чтобы вынуть из шпорета (плиты, «работающей» на дереве) уголь и кинуть его в ведро с родниковой водой. После чего приносила немного этой воды к нам, дабы окунуть в нее палец и «нарисовать» крылья на лбу и ладошкам «урекнутого», по ее мнению, малыша, приговаривая «Бели лук у очи, ко дете урочи» (т.е. забросаем негодяя с недобрым взглядом чесноком, да чтобы прямо в глаз ему, негодяю, попало). Воду следовало потом обязательно вылить где-нибудь на перекрестке, причем на рассвете. Ну, так встать часа в четыре бабушке нашей никогда проблемой не было. Тем не менее настал тот момент, когда свекровь трагическим голосом сообщила, что она бессильна справиться со всеми злыми глазами наших соседей, поэтому пора звать бабу Босу. Баба Боса — это цыганка, которая занимается баяньем. Баянье – составная часть магии, способности к нему наследуются по женской линии и только в том случае, если женщина родила близнецов. Иначе ничего не сработает. Баяла баба Боса со знанием дела. Я поняла, что баяти значит произносить замысловатые предложения на непонятном никому из окружающих языке и совершать не менее непонятные телодвижения рядом с малышом. А еще баба Боса плавила в столовой ложке олово и кидала его в воду, задавая вопрос: «Кто сглазил этого ребенка?» Ответ она получала, исходя из облика застывавших в воде оловянных фигурок и громкости шипения. Почему-то всегда получалось, что это были родители (свекровь кивала с самым несчастным видом). По окончании баяния следовало положить на пол перед бабой Босой денежку, которую она «как бы находила», ведь брать деньги за баянье категорически запрещено!
Первые 40 дней после родов еще называют «бабине», а новоиспеченную маму — бабиняра. Первые недели, кстати, она считается «не чистой» и не допускается ни к какой домашней работе, занимаясь исключительно своим малышом (ура!ура!ура!). Считается, чем больше поздравляющих придет к маме и малышу в эти недели, тем надежнее будет защита от все тех же злых духов. Родственницы женского пола и ближайшие подруги (бабы или бабицы) приносят в дом повойницу — подарок матери и малышу, завернутый в специальное полотенце. В повойницу обязательно входит вино (для долгой жизни), хлеб (чтобы семья разрасталась), чеснок – куда ж без него-(для здоровья), куриное мясо (для успеха в делах, причем тушка не должна быть обезглавлена, чтобы ребенок не стал «безголовым» по жизни), соль (к богатству), яблоко (к любви), торт (не знаю к чему, но обязательно круглой формы). Поскольку наши соседи – выходцы из разных районов Сербии, а также бывшей Югославии, вариантов повойниц мы увидели много. Общий состав не менялся, но добавлялись орехи, мед, сыр и т.д., и т.п. Считается, чем больше повойниц получит малыш, тем счастливее он будет. Если ребенок не получит повойницу, то он в будущем не сможет создать семью. Мне рассказали «страшную историю» о девушке, которую пришлось в зрелом уже возрасте заворачивать в пеленки и одаривать повойницами, потому что в детстве этот захватывающий момент обошел ее стороной и она никак не могла выйти замуж.
Каждая «баба», принесшая в наш дом гарантию будущего Тиянкиного замужества, должна была остановиться на пороге, пожелать всем Божье счастье, поднять узел высоко над головой, сказав: «Пусть малыш вырастет вот таким большим», — а потом подойти к кроватке, передать мне подарок и обязательно сказать, обращаясь к малышке: «Фу, какая ты страшненькая». Чтобы не сглазить, естественно. В мои обязанности входило попробовать все принесенное, чтобы малышка хорошо кушала и никогда не была голодной в своем счастливом будущем.
Вообще после возвращения мамы и малыша из роддома принято обязательно нанести им визит, иначе родители страшно (и кто первым до этого додумался?) обидятся — как это не придете, вы не желаете посмотреть на нового члена нашей семьи? Коварные вы!!! В первые недели через наш дом прошло столько гостей, сколько мы видели, пожалуй, за целый прошлый год вместе взятый. Радовало одно: никто долго в комнатке не задерживался, «любование малышкой» продолжалось минуты две, после чего все обязательно отмечали, как она уродлива, и клали в кроватку (убила бы!) деньги. Кто поумнее — под матрасик. кто поглупее — в ручку норовил вложить. Но уж тут я «вставала гру стеной», не взирая на возможные последствия типа осложнения международных отношений в нашем регионе. Потом гости удалялись на кофепитие к свекрови (спасибо ей за это огромное, честно-честно). Кстати, опять стоит упомянуть разумность «части» — этих гостей кормить обедом не надо было!
В качестве подарков малышке выступали детские вещички, так что получился очень хороший гардеробчик, который можно было использовать аж до двух лет, потому что многие приносили одежки «на вырост». А моя лучшая подруга подарила Тияне брояницу. Брояница – это некое подобие четок, которое носится на левой руке как браслет и изначально служила для молитвы. Настоящая брояница должна быть сплетена из шерстяной нити и иметь 33,50, 100 или 300 узелков. Каждый узелок – это семь сплетенных крестов, морскому узлу по сложности до него очень далеко. Говорят «автор» этих узелков – ангел, который хотел помочь монаху сплести брояницу, которую не мог бы распустить и сам дьявол. В настоящее время в церкви можно купить брояницу любого цвета и вида, но для малышей она всегда исключительно «нитно-шерстяная». Необходимо соблюсти только одно правило: брояницу себе не покупают, ее обязательно получают в подарок.
Каждый новый месяц маленькой жизни приносил новые «веселости». Свекровь и соседки не переставали меня удивлять. Но гормональная буря, слава Богу, немного поутихла, а чувство юмора, напротив, с каждым днем все крепчало. Поэтому я только улыбалась, когда свекровь говорила, например, что нужно выяснить, что малышка постоянно тянет в рот, затем это «что-то» у нее осторожненько забрать, взвесить на кухонных весах, но на «показатели» не глядеть, а тут же выбросить. Потом соседки сообщили, что поскольку Тиянка слишком долго (по их мнению) не говорит (а для билингва это нормально!), ее нужно сводить на мельницу и умыть водой из-под мельничного жернова. Мельницы или хоть какого-нибудь завалящего мелькомбината в округе не оказалось. Поэтому свекровь вооружилась ложкой, кастрюлькой, взяла Тияну в руки и, стуча ложкой по дну ни в чем не виноватой посудины, обошла три раза вокруг нашего дома. Моя «сербёнка» пришла в неописуемый восторг, но словами его так и не выразила. Когда полезли первые зубки, нам принесли аж три(!) янтарных ожерелья для Тиянки, чтобы облегчить ей процесс перехода к «зубастости». Я всем сказала спасибо, но на тоненькую шейку так ничего и не надела — спокойнее как-то, понимаете ли, без янтаря.
Ну, а когда у нас резко повысилась лохматость неожиданно отросли волосы и потребовалось что-то с этим делать, а заколки моя дочунька иначе как посягательство на свою свободу не воспринимала, я познакомилась с правилом первой стрижки. О, первая стрижка – очень важный момент. Пойти с малышом в парикмахерскую невозможно, пока главный кум самолично не сострижет с головки хотя бы несколько волосков. В Боснии, как сказал Фихред, детей вообще стригут не раньше двухлетнего возраста. Мальчикам волосы срезают «под ноль», и делает это брат, отец или родственница, которую после принято называть теткой. Первая стрижка у девочек вообще носит чисто символический характер. Так что нам в Сербии, в принципе, повезло. Наверное.
Вот так и живем. Все-таки, какой удивительный мир меня окружает! Как там говорят? Это же Балканы! ☺
Вера Соколова