Лешье — сербский монастырь из русской сказки.

Если отправиться в путешествие по долине Великой Моравы, недалеко от Парачина обязательно увидишь крест, установленный на вершине горы Баба – Гайдуцкой скале. Любой путник приметит его издалека, особенно в солнечный день. Тогда христианский символ словно окутан сиянием, будто говоря, что здесь находится одна из сербских святынь – монастырь Покрова Пресвятой Богородицы или Лешье, как его называют по расположенному здесь же селу. А ещё в народе уже давно прижилось название МОНАСТЫРЬ ИЗ РУССКОЙ СКАЗКИ.

Секрет сияющего креста прост — он покрыт зеркалами. Человек, встав перед ним, видит не только собственное отражение , но и зелёную равнину, скалы, провал за спиной. Как-будто кто-то хочет сказать, что в этом мире, сотворённым Господом, мы едины с природой, частью которой и являемся.
От креста тропа ведёт прямо к монастырю.

Первый храм появился на этом месте ещё в XII столетии. Тогда здесь проходила граница между Сербией и Ромейским царством (Византией), называемая Петрушской областью по крепости Петруш.

Основал монастырь один из жупанов при дворе Стефана Немани -Вукослав, вместе со своими сыновьями Држманом и Црепом. Он построил его на месте старого богомолья. Ведь ещё несколькими веками ранее уединённость и дикая красота пещер, ущелий и гор привлекли сюда монахов-синаитов и выходцев с Атоса. Их стараниями, собственно, и возникла Петрушка Света гора — Петрушская Святая гора.

Ни построек, ни икон того времени не сохранилось. Вообще же, самой старой, хранящейся в обители святыней, является икона Богородицы Умиление, написанная неизвестным мастером около пятисот лет назад.

В XVI веке турки сравняли монастырь Покрова с землёй, убив почти всех монахов, и жителей села Лешье. Их братскую могилу нашли не так давно. Все кости были бережно перенесены на монастырское подворье в общую гробницу, которую монахини назвали Голгофой.

Инокиня Серафима рассказывает, что все найденные останки точно принадлежали погибшим за веру, потому что во время их эксгумации никто не почувствовал запах тления, напротив, кости источали слабый аромат.

Несмотря на гибель монастырского братства и разрушение обители, легенда о ней продолжала передаваться из поколения в поколение. А два чудотворных источника продолжали оставаться одними из самых посещаемых в Сербии. Здесь очень много паломников и сегодня.

Во время Первой мировой войны уроженец села Лешье Живан Маркович попал в плен. Он уже совсем было приготовился к смерти, но неожиданно увидел во сне Пресвятую Деву. Богородица сказала крестьянину, что тот должен вернуться в Лешье и указать людям место, где когда-то находился воздвигнутый в её честь монастырь. И действительно, Живан вернулся в родное село и в 1923 году нашёл фундамент средневековой монастырской церкви. Он же, выполняя завет Богородицы, поставил на этом месте миниатюрную капеллу, которая до наших дней не сохранилась.

Монастырь Лешье был полностью обновлён в 2004 году. Тогда-то благодаря буквально влюблённому в Россию игумену Йовану и монахиням появились здесь бревенчатая церковь и другие постройки в русском стиле.

Колокольню воздвигли на остатках средневековой каменной башни. В народе её прозвали башней Павла Орловича, знаменосца князя Лазаря.
На массивные деревянных столбах вырезаны лики святых.
Кстати, из девять из десяти монастырских колоколов привезены из России.

Архитектура современного монастыря – это сочетание сразу нескольких стилей: моравского, византийского и греческого. Чаще всего его называют монастырём из русской сказки. С Россией его связывает не только внешний вид.

Устав обители очень и очень строг – он полностью основан на типике, автором которого был сам Святой Савва. А написал он этот труд после посещения именно русских монастырей. В монастыре Лешье, например, очень строго следят за внешним видом всех приезжающих гостей, а службы никогда не бывают сокращёнными. Детей же при крещении погружают не в купель, а прямо в воду чудотворного источника, температура воды в котором в самый жаркий день не превышает 12 °С.

Вера Соколова