Серб о футбольной сборной РФ и русских в целом
По мнению иностранца, русские, как и русские футболисты – одни из самых замотивированных на результат людей.
Горан Лакович: Русский человек настолько упертый, что, если ему поставить любую задачу… Я смотрю на ребят, юношей 16-17 лет футболистов, которые переходят в класс профессионалов настоящих, для которых это становится профессией. Перед ними ставишь определенную задачу, и он действительно пройдет сквозь стену, но сделает это.
В европейцах я никогда этого не видел. Даже когда мы играли в Штутгарте, я уже был игроком возрастным (25-26 лет), смотрел на местных 18-19-летних ребят, которые подходили к основному составу: у них не было какой-то задачи. Их размеренность и знание того, что будет завтра в их жизни, это сильно отличает европейцев от нас. Потому что мы в Сербии тоже не знаем, что будет завтра. И в России так. Поэтому внутренняя самомотивация определенно происходит.
Им повезло, что они знают, что завтра у них все будет хорошо, они проработают на работе до пенсии. После пенсии поедут в Японию или метро Москвы фотографировать. Американцы все это впитали и сделали эту американскую мечту. Этим можно только восхищаться…
На вопрос о футболистах нашей основной сборной, Горан ответил не задумываясь, что их главная проблема не в отсутствии таланта, а элементарно в том, что они «зажрались».
Горан Лакович: Я схожусь со многими моими коллегами из Европы, с которыми общаюсь, проблема, как ни странно, в огромных деньгах, которые сейчас находятся в российском футболе, потому что человек, который получает здесь два или три миллиона евро за сезон, получавший бы столько же где-то в Италии или Испании, элементарно не хочет… Нет роста, у человека все есть.
СЕРБ О РУССКИХ
Стереотипов о России у Горана никогда не было, потому что мы с сербами очень похожи.
Горан Лакович: Для нас Россия была всегда старшей сестрой. Мы близки к русским ментально. Это такие же сербы, только пьяные.
Но мы более ленивые. Ведь мы более южный народ.
Русские люди должны работать, потому что здесь холодно, холоднее, чем у нас. Если ты не будешь работать, ты замерзнешь и умрешь.
Еще и поэтому русские пьют! Нам и в школе так и говорили, что русские пьют, потому что холодно.
Манера русских одеваться всегда вызывала смех у иностранца.
Горан Лакович: Я не понимал, как можно в спортивных штанах выйти вынести мусор в Германии. Тут на Тверской ходят в спортивных костюмах люди, и нормально.
Здесь есть то, что тоже похоже на Балканы, цыганщина. Я вижу женщину, на ней должно быть всё, я не знаю, как ее металлоискатель пропускает. Образ, как в хип-хопе, над которым любят «проезжаться»: две пары часов на руках. Здесь то же самое у народа есть и у мужчин, и у женщин. Если спокойнее относиться к своему внешнему виду, то вообще цены бы не было русским. А у них это гипертрофировано: или вообще на все наплевать или же «я все, что есть дома, на себя повешу, выйду, пойду куплю новый топик и пойду на Тверскую, покажу».
Дальше мы поговорили с сербом об отношении европейцев к русским.
RuOpen: европейцы верят, что Россия плохая? СМИ ведь нагнетают
Горан Лакович: Они боятся, да, Россию.
RuOpen: как они ее воспринимают?
Горан Лакович: Изначально на Россию смотрели, как на спящего гиганта, который был после Советского Союза, что осталось… Когда Россия была подконтрольна Западу.
Потом начало путинской эры. Начало огромных изменений. Дальше Россия стала полноправным игроком на мировой политической карте. Это очень европейцев напрягло.
Конечно, они боятся. Тем более вся эта история с Украиной. Вроде как Россия ведет эту гибридную войну, и она уже в Европе. Они понимают, что враг уже у них дома. Думают, что Путин будет делать дальше. Это на всех политических шоу, во всех новостях. Этот анализ, количества которого нет даже здесь: что будет делать Владимир Путин дальше? Это главный у них вопрос.
Там все очень преувеличено. Нет такой проблемы. Россия – не проблема для Европы, но европейцы… Америка еще им говорит, посмотрите, кто ваш главный враг. Это Россия.
RuOpen: европейцы верят в это?
Горан Лакович: Более того, я скажу, что обычный европейский житель верил, что сербы – фашисты, и убивают всех в 90-е, когда я показывал свой паспорт, со мной общаться не хотели. Сейчас не так. Сейчас говорят, что что-то было зря, что-то мы, где-то нельзя было так, а я им отвечаю: бомбардировки – можно было, цивилизованно? Они: «В чем-то мы, наверно, перегнули».
Так же и с Россией: поначалу, в 14-ом году, когда все это началось, была очень мощная риторика (я тогда еще жил там), что сейчас мы покажем им, санкции, Россию надо остановить, потому что они пойдут дальше и дойдут действительно до Берлина, Лондона.
Сейчас все всё хорошо понимают.
Например, у меня много друзей в Италии. Я там жил. И все там проклинают эти санкции. Потому что невозможно это. Все эти фермеры, эти бедные люди. Все правда, что показывают здесь. Банкроты. Людям не на что жить, потому что они жили за счет России. За счет бизнеса с Россией. Вот и всё.
RuOpen: а отношение к простым русским?
Горан Лакович: Хорошее. Они поняли, что русские – это не медведи и шапки. Не звери. У многих русских там бизнес.
RuOpen: а Вы-то сами на русского стали похожи, пожив здесь?
Горан Лакович: В чем-то да. Я на многое начал плевать, наверно. На очень многие вещи. Я стал совершенно русским в этом плане. Легче начал на все смотреть. Педантичность, которая во мне была из Германии, потому что там мне это привили как раз наоборот, здесь это все стерлось.
RuOpen: у русских с сербами много общего?
Горан Лакович: Мы тоже любим ракви. Это тоже водка, только наша. Но не так сильно. Мы больше любим выпить вина. У русских более все серьезно. И мы всегда на русских так и смотрели, как на людей более серьезных, суровых.
Хотя если посмотреть, то мы народ более жестокий, потому что мы народ горный, более южный, у нас до сих пор есть кровная месть. Мы в этом плане больше похожи на кавказский народ, чем на русских в широком смысле.
Мы еще со школы помним, что нас с русскими 250 миллионов, а без русских два вагона. Такое стихотворение было.
Мы всегда смотрели на русских, как на защитников.
Россия всегда поступалась своими национальными интересами ради нас. Исторически. Она всегда нас защищала. И мы всегда защищали Россию, если нужно было. Крымские войны. Добровольческие операции – огромное количество,- где участвовали сербские войска.
Потому что мы всегда были близки ментально и всегда относились к России, как к чему-то родному. Если русский человек приезжает в Сербию, он будет королем. В любом заведении, любой гостинице, везде. Здесь в России нас меньше знают.