Горни Матеевац
На земле нет неинтересных мест, просто есть люди, которые мало о них знают. Сколько раз я читала в интернете: «Ниш — скучный город. Там абсолютно нечего смотреть!» Ничего подобного! Вот вернулись мы из очередной поездки на сербский юг, и я подумала: а почему бы не рассказать вам, друзья мои, о местах, где редко ступает нога туриста? Сегодня я приглашаю вас в село Горни Матеевац, упоминаемое в хрониках Османской империи и Дубровницкой республики.
Горни Матеевац находится всего в восьми километрах от Ниша, сюда можно легко добраться автобусом или собственным авто. По нынешним меркам село это можно назвать благополучным. Впервые упоминаемое в турецкой переписи 1498 года, как место из восьмидесяти дворов, оно благополучно добралось до наших дней, значительно увеличив число жителей — сейчас здесь живет около двух с половиной тысяч человек. За свою бурную жизнь Горни Матеевац пережил немало потрясений: здесь и чума хозяйничала, и завоеватели не раз сжигали его дотла, и разбушевавшаяся стихия в прямом смысле слова пыталась смыть его с зеленых холмов. Что тут скажешь — типичная сербская история!
Дома матеевчан отличаются от тех, которые стоят в окрестностях Белграда или Нови Сада. Нехватка земли заставляла не только обязательно возводить второй этаж (на первом обычно располагались хозяйственные помещения и винный погреб), но и буквально прилеплять постройки друг к другу, иногда и улицы захватывая, именно поэтому они здесь такие узкие и извилистые.
По обычаю, пришедшему из Турции, здесь до сих пор практически нет открытых дворов. Высокие каменные стены надежно скрывают жизнь домочадцев от взглядов любопытных прохожих. Хотя, чем выше в гору, тем больше простора для наблюдений: достаточно просто посмотреть вниз, и увидишь, как проводят время твои соседи «из нижних пределов».
Но мы подглядывать не будем. Скажу только, что типичный сельский дворик наших родственников довольно тесный, окруженный высокими стенами и абсолютно неровный — зимой можно горку заливать. Хозяева стараются украсить каждый отвоеванный у холма сантиметр — «свак на свой начин» (по-своему), конечно.
Жизнь здесь протекает неторопливо, подчиняясь церковному календарю. Свято соблюдаются постные дни и «црвено слово» (день, когда полагается исключительно отдыхать). Местный народ понимает толк в романтике, ещё бы — среди такой красоты живут люди! Вот вам выложенное на склоне холма сердечко.
Праздники же проходят необычайно весело и красочно! Например, крестный ход или «литие». О, это скажу я вам, друзья мои, незабываемое зрелище!
Представьте себе бесконечную людскую реку, движущуюся извилистыми улочками к сельскому храму. Идут целыми семьями, поддерживая под руки стариков и толкая коляски с малышами. Время от времени образуются малые «заторы»: вновь присоединившихся приветствуют традиционными «Христос воскрес!» и трехкратным поцелуем, для чего просто необходимо на минуту остановиться. Церковный двор бурлит! Новый поток «вносит» прихожан в церковь, где зажигают свечи «за здравие» живущих и «за упокой» этот мир покинувших (это, кстати, и ещё одна возможность полюбоваться фресками позапрошлого века и праздничным пасхальным убранством).
Потом следует праздничная служба с обязательной «клепетушей», «аккомпанирующей» церковным колоколам, и детским хором, которым дирижирует попадья.
Сам крестный ход длится больше полутора часов. Он, как корабль под парусами, медленно движется вслед за хоругвями и «крестоношей» по веками сложившемуся маршруту. Хозяйки домов, мимо которых пройдут жители села, спешат опередить их, чтобы вынести жито и щедро осыпать им процессию — это к богатому урожаю. Многие к зерну присовокупляют и ракию, предлагая выпить «по чоканчичу» — праздновать, так праздновать! В конце пути всех желающих ждут накрытые столы, так что аперитив не повредит никому.