Опаньки, опанки!

Опанки – это наше балканское всё. Невозможно представить себе настоящего серба, который бы ни разу в жизни не примерил эту национальную обувку. Хотя бы из интереса. Опанки оригинальны и во многом неповторимы. Есть у них, конечно, и ближайшие родственники — джутти и мокасины. Заморские, от индийцев и индейцев.
Но наше – это наше.  Поскольку сербы издавна занимались скотоводством, пустить свиную или коровью кожу на нечто удобное, как говорится, сам Бог велел. Первые простейшие опанки выдерживали не больше пары месяцев ходячей жизни — у них не было подмёток. Когда кожа подошвы окончательно стиралась, дырок не латали, а просто шили новую обувку. Назывались такие балканские мокасины «пресными». Как ни странно, по аналогии с капустой. В сербской кухне «купус» бывает кислый (как наша квашеная вкуснятина) или пресный, то есть свежий. Вот и опанки шили из «свежей» кожи. Конечно, предварительно её выдерживали в растворе голубого камня (сульфата меди), а потом высушивали.  Да и шили – это ещё хорошо сказано. Кусок кожи, по сути, обматывали вокруг стопы, а потом закрепляли кожаной лентой края.

Неиспользованные кусочки, оставшиеся от большого куска, назывались опутами. Ими опанки опутывали, то есть обшивали. Причём фантазия мастеров не знала границ. Замысловатые кожаные ленты и особые стежки у каждого опанчара были свои. Каждый сербский уголок имел своё представление о том, как должны опанки выглядеть.
В Поморавле и Шумадии опанкам пришивали длинные носы –шильцы. Чем длиннее нос – тем башмак значительнее. Женихи на свадьбу надевали «шильканы» поносастее. Считалось, что они некоторым образом олицетворяют их мужскую силу. А вы думали всё так просто, друзья мои? Как бы не так! Между прочим, приделать вот такую штуку не так-то легко. Попробуйте на досуге поэкспериментировать хотя бы с домашними тапочками. И чтобы получилось изящно, а не просто… эээ… живенько.

Со временем опанки здорово изменились. Теперь их основу составляла семи-восьми миллиметровая коровья кожа. А вот верх делали из шкурки… собак. Толщина здесь не имела значения, поэтому одного собачьего кожного миллиметра было вполне достаточно. Китай, как говорится, отдыхает.
После Первой мировой войны кожу для обработки стали опускать в раствор поваренной соли, после чего она приобретала красный цвет. Опанки укрепляли резиновыми подошвами и вставляли в них стельки – обойцы. Носить их стало намного удобнее. Если раньше к опанку в приложении шёл обязательный толстый носок, то теперь, в принципе, и чулок мог вполне соответствовать. Да, друзья мои, ещё в середине прошлого века половина жителей Белграда щеголяла в опанках. Магазин модных ботинок запросто соседствовал с мастерской опанчара. Вот она, довоенная сербская столица. Каблучки, мужские ботинки и опанки рядышком.

Но во времена Титовской Югославии всё изменилось. Над опанками стали смеяться, как над наследием царского режима. Они пережили незаслуженные гонения, как и русские лапти. К началу нашего столетия в стране осталось всего двадцать пять мастеров, владеющих искусством шить опанки!

Современные опанки — один из популярнейших сувениров на любой вкус, размер и кошелёк. В прошлом году в Раковице открыли музей опанчарства. Традиционная сербская обувь переживает второе, фольклорно-туристическое, рождение. И это не удивительно: разве можно сплясать настоящее коло в обычных ботинках? Это же будет совсем другой танец!

Вера Соколова Источник