О сотрудничестве с Сербией.

Сейчас в интернете можно найти немало информации по созданию международного бизнеса, в том числе и с сербской стороной. Ни для кого не секрет, что положительных примеров не так уж и много, зато сеть наполнена жалобами на несостоявшихся балканских партнёров, которых в чём только не упрекают – от банальной необязательности до полнейшего несоответствия требованиям современного делового мира. Но если попробовать разобраться, в чём же причина неудач, окажется, что ларчик в большинстве случаев открывается просто. В основе провалившихся проектов не было ничего, кроме популярного лозунга: «Русский и сербский народ – братья». Но разве этого достаточно?

Уже больше десяти лет в Белгородском государственном технологическом университете имени В.Г. Шухова, одного из тридцати трёх опорных ВУЗов страны, успешно развивают сотрудничество с Сербией. В 2016 году на его базе был открыт Сербский ресурсный центр СРЦе (серб. сердце). В этом году его переименовали в Институт сербского языка и коммуникаций. На сегодняшний день Институт поддерживает связи с восемнадцатью сербскими партнёрами. Среди них ВУЗы, предприятия и организации, а также кластер «Радан-Планина», членом которого он является. За последние десять лет с сербской и российской сторон в различных молодёжных программах приняло участие 824 человека – цифра немаленькая! В активе Института — опыт работы по проведению студенческого обмена, стажировок, летних школ и спартакиад. Разработаны стипендиальные программы, программы академической мобильности и другие варианты международного сотрудничества.

В чём же секрет успеха? В принципе, никакой особой тайны здесь нет. Вот какими рекомендациями по работе с сербскими партнёрами охотно делятся сами сотрудники Института сербского языка и коммуникаций.

  1. Прежде всего необходимо установить и поддерживать личные деловые связи: в сербской среде сотрудничество все еще строится не на правилах, а на отношениях (а это и личное знакомство и неформальное общение, культура и аккуратность переписки, стремление знать, понимать и уважать партнера, желание поддерживать эти отношения);
  2. Облики сотрудничества и проекты могут быть разнообразны и интересны, стоит проявлять креативность и не стоит ограничиваться классическими видами взаимодействия;
  3. Не стоит ориентироваться на то, что международное сотрудничество с сербами является дорогим удовольствие: ресурсы искать, конечно же, надо, но при этом необходимо помнить, что многие виды взаимодействий не требуют финансовых затрат;
  4. Проявлять гибкость мышления и понимать отличие сербский реалий от российской действительности, надо стремиться согласовывать цели и стремиться в сотрудничестве к результату, который удовлетворит и российскую и сербскую стороны, надо отказаться от политики продавливания своих интересов и стремления к получению бонусов без того, чтобы давать что-либо взамен;
  5. Знать и учитывать сербский менталитет и культурные особенности, прикладывать усилия и находить способы для организации и объединения сербских партнеров;
  6. Привлекать профессиональных переводчиков и определять мотивированных координаторов сотрудничества;
  7. Поощрять интерес к Сербии в рамках организации и формировать положительный имидж России в Сербии.
  8. Актуальную информацию об интересующем вас сербском партнёре можно найти в интернете. Здесь имеют европейскую привычку не только создавать отдельные сайты текущих проектов, но и регулярно проверять электронную почту и вовремя отвечать на сообщения. Если вы не владеете сербским, то языком коммуникаций может быть английский, им хорошо владеют представители как образовательного, так бизнес пространства, а вот пространное, официальное письмо на русском вполне может остаться без ответа, если сербы не поймут, что от них хотят.
  9. Сегодня политика сербских организаций такова, что они с удовольствием подпишут соглашение или договор о сотрудничестве, хотя на это, безусловно, потребуется время и к любому, даже рамочному документы сербы подходят со всей серьезностью — делают юридическую экспертизу и делают утверждение у коллегиальных органов. Таким образом, проблема сводиться не к тому, чтобы подписать документ, а к тому, как сделать так, чтобы это партнерские намерения не остались только на бумаге.
  10. Если сотрудничество начало развиваться и воплощаться в конкретные проекты, то рано или поздно встает проблема финансирования. Как мы считаем, залогом нашего успеха является справедливое разделение расходов между участниками мероприятий, а также привлечение бюджетных и спонсорских средств. Так, например, при реализации студенческого обмена на месяц транспортные и страховые расходы берут на себя сами студенты, а расходы по проживанию и питанию участников всегда оплачивает принимающая сторона. При этом к реализации социально-культурной и туристической программы мы привлекаем спонсоров, поэтому студенты путешествуют, посещают музей и различные мероприятия бесплатно.

Виктория Хлусова