Сербия. Белград. Стадион «Партизана».

Четвёртый день моего балканского отпуска я начал с похода до стадиона «Партизана» — именно там 2 сентября должен был состояться отборочный матч ЧМ-2018 между сборными Сербии и Молдавии, и я решил заранее прикупить билетик, чтоб потом не суетиться под тесаком.

Компанию мне снова составили два брата из Республики Сербской — Ненад и Никола. Вместе мы двинулись из нашего хостела на юг, в сторону Хумской. Можно было идти так же, как вчера до «Мараканы» — по бульвару Освобождения — но я решил, что я здесь самый умный, и пошли мы несколько иным путём — по Делиградской.

По пути нам встретился очередной ездящий «Жук»:

Между прочим, на Делиградской, 13 находится посольство Беларуси, а на Делиградской, 32 — посольство России. Вот так выглядит наше посольство — одно из самых охраняемых в Белграде. В кепке возле машины — сербский жандарм с автоматом «Хеклер и Кох», который он держал не на ремне и на плече, а в руках:

Пройдя по Делиградской до конца, мы упёрлись в клинический медицинский центр. И оказались в тупике. Нужно было сразу после российского посольства свернуть на Пастерову и выйти на бульвар Освобождения, а мы в результате заплутали.

В результате мы вышли на угол улиц Милана Поцерца и Кнеза Милоша, возле уже хорватского посольства. На фотографии оно справа, за деревьями.

А наискосок находится огромное канадское посольство:

Проехав пару остановок на троллейбусе (как обычно, бесплатно), мы оказались возле цитадели чёрно-белых.

«Партизан» появился на спортивном небосводе Югославии 4 октября 1945 года. Спортивное общество «Партизан» было основано под покровительством офицеров и генералов Югославской народной армии, и с самого начала это была армейская команда. До 1958 года «Партизан» играл в бордово-синей форме, а с 1958 года и по сей день выступает в чёрно-белой. Собственно, от цветов и идёт одно из прозвищ клуба и его поклонников — «гробари», то бишь «могильщики». Гробарь — это любой, кто имеет отношение к «Партизану»: игрок клуба, менеджер команды, активный фанат, простой любитель футбола перед телевизором — все они гробари.

Соперничество с «Црвеной Звездой» стало настоящим дерби в 1960-е годы, когда в «Партизане» заиграло великолепное поколение игроков. В те годы на подъёме был и югославский футбол в целом — серебряные медали чемпионатов Европы 1960 и 1968 годов, 4-е место на чемпионате мира 1962 года. Отметилась Югославия и в еврокубках — в 1966 году «Партизан»вышел в финал Кубка чемпионов, проиграв там мадридскому «Реалу» со счётом 1:2. Этому матчу и посвящено граффити, которое изображено на верхней фотографии.

В дальнейшем «Партизан» ещё не раз переживал взлёты и падения, а после распада Югославии он вместе с «Црвеной Звездой» стал монополистом чемпионатов Союзной Югославии, а затем Сербии. На сегодняшний день «Партизан» имеет на своём счету 27 чемпионств, 15 кубков Югославии и Сербии и единственный Суперкубок Югославии, разыгранный в 1989 году. Кроме того, в 1978 году «гробари» выиграли Кубок Митропы, который разыгрывался между командами из Югославии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Италии, Румынии и Швейцарии.

На стадионе есть граффити и в честь баскетбольного «Партизана», который выиграл Евролигу в 1992 году:

А что, собственно, сам-то стадион? Его строили с 1948 по 1951 годы. Изначально он вмещал 55 тысяч зрителей, после реконструкции 1998 года вместимость сократилась до 32710 зрителей. До 1987 года здесь ежегодно финишировала всеюгославская «Эстафета молодости», когда со всех концов страны молодые бегуны бежали к своему вождю Йосипу Брозу Тито. Как раз рядом со стадионом «Партизана» находится и музей истории Югославии, а также «Дом цветов», где похоронен Тито. Вряд ли я удивлю вас известием, что и боле югославский президент, естественно, за «Партизан». А кто бы ещё позволил молодой команде заиметь 55-тысячный стадион в послевоенные годы? Хотя стадион-то был ещё до войны, и играл на нём клуб БСК.

Да, БСК играл на Топчидерском холме — там же, где сейчас стоит стадион «Партизана» (возможно, строители просто увеличили вместимость стадиона, который до войны вмещал 30 тысяч человек). А главным соперником БСК была команда «Югославия», чей стадион находился — вы уже поняли — там же, где сейчас расположен стадион «Райко Митич». Собственно, и внушительные размеры нынешнего стадиона «Црвены Звезды» связаны с тем, что аккурат перед началом Второй мировой войны на Балканах «Югославия» получила большой обновлённый спортивный комплекс. Кстати, и цвета у «Югославии» были красно-белые.

В общем, вот он, этот самый футбольный район Белграда:

Кстати, оба стадиона относятся к белградской общине Савски-венац, но вот районы у них разные: стадион «Партизан» относится к району Аутокоманда, а стадион «Райко Митич» — к району Дединье. Расстояние между стадионами по прямой — менее километра.

…Кассы чёрно-белой арены работали, я приобрёл билет на матч сборных Сербии и Молдавии (2 сентября) за 800 динар. Кассирша не забыла упомянуть, что её дочь живёт и работает в Санкт-Петербурге. Ну молодец, что тут сказать. Вот и я с билетиком:

Есть там и такие граффити:

Теперь мне ещё нужно было зайти в редакцию сербского «Космополитена», чтобы найти номер, вышедший приблизительно с ноября 2016 по март 2017 года (там должна была быть фотография моей знакомой девушки). Поехали мы опять на троллейбусе. Но до остановки прошлись пешком.


Это памятник Райко, то есть Горану Раичевичу. Это был сербский спортсмен, бегун, многократный чемпион Белграда и один из лучших атлетов Балкан. Во время войны в Косово Горан добровольно вступил в армию и погиб 6 мая 1999 года около Медведжи — то есть на территории, не входящей в состав Косово, но где большинство населения составляют и составляли албанцы. Горан погиб от выстрела албанского снайпера. В его честь проводится ежегодный атлетический мемориал.

Ну вот мы и в центре Белграда. Занесло нас на улицу Влайковичеву, 8, где находится холдинг «Адриа медиа групп», в который и входит «Космополитен». Охранник на входе внимательно выслушал меня, подождал, пока придёт его сменщик, и отправился в редакцию «Космо» искать номера журнала за конец 2016 и начало 2017 года.
Николе и Ненаду уже нужно было ехать в торговый центр «Ушче», поэтому мы сфотографировались на прощание…

Затем мы попрощались, ребята пригласили меня приехать к ним в Республику Сербскую, а я стал дальше ждать возвращения охранника. А он появился уже через пару минут, неся в руках номер «Космополитена» за февраль 2017 года. Больше зимних номеров не было. Я посмотрел на обложку — там не Юлька, а какая-то другая девчонка. Ну ладно, подумал я, значит, другой номер. И в другой раз. Да только ошибался я, как впоследствии выяснилось.

Нужно было возвращаться в хостел. На улице было очень жарко. Плюс ещё сказывались мозоли, натёртые в новой обуви, да ещё с моим-то ритмом отдыха.

Вот как часто переименовывают улицы в Белграде, да и вообще на Балканах:

viktorbobrov89

Источник

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *