Мехмед-паша Соколович
Владислав Баяц. Хамам «Балкания»
«Перед смертью, естественно, была жизнь. Долгая и богатая. Сильная, но неуверенная. Насколько его, настолько и чужая. Обладание собственной жизнью время от времени выскальзывало из его рук. Если бы речь шла о Боге – царе царей или божьем посланнике, выбор был бы простым: Мухаммед или Христос. Или оба одновременно. Но кто-то или, скорее всего, нечто совсем иное время от времени присваивало себе его жизнь и лишало важнейшей возможности решить самому, кому именно он должен принадлежать.
Истину он постиг – вот в чем ирония! – когда лезвие ножа вонзилось в грудь: он обладал своей жизнью только наполовину. Второй ее половиной обладала другая половина его личности. Или, точнее говоря, первая по порядку, которая предшествовала ему в Сербии и Боснии. Он был и турок и серб. И серб и турок. Какое облегчение. Умереть».
Все империи, когда-либо существовавшие на земле, роднит между собой одна чрезвычайно важная черта – они привлекали на службу своим интересам лучших представителей тех национальностей, которые проживали на их территориях. Мы знаем множество примеров, когда сыны самых маленьких народов становились не только крупными чиновниками, военачальниками, архитекторами, но и возносились на вершины государственной власти. Во времена правления султана Сулеймана Великолепного его ближайшим сподвижником стал Великий визирь Мехмед-паша Соколович, серб по национальности, оставшийся в памяти потомков великим реформатором, строителем флота и покровителем искусства. (Великий визирь —главный министр султана Османской империи, пользовавшийся его абсолютным доверием и смещаемый лишь лично султаном).
Османская империя достигла своего пика во время правления Сулеймана Великолепного Кануни ( 1520-1566). За период правления султана Сулеймана , длившийся сорок шесть лет, сменилось в общей сложности десять великих визирей( точнее девять, ибо один из них дважды занимал эту должность). Сулейман унаследовал двух великих визирей подряд от своего отца Селима I в период с 1520 по 1523год. И только они были неславянского происхождения. Все следующие первые министры , вплоть до его смерти, по его личному выбору были славянами. Мехмед-паша Соколович был великим визирем с 1565 по 1579 год.
Он родился под именем Бајица — Баица Ненадич , в 1505 г. рядом с городом Рудо в сербской деревне Соколовичи в Герцеговине. Его отец — Димитрий — был приверженцем сербской православной церкви . В детстве будущий визирь получил образование в монастыре Милешева.
Село Соколовичи сегодня. Босния и Герцеговина.
В 1365 году по личному приказу султана Мурада I была сформирована янычарская пехота. Комплектовалась она христианами (болгары, греки, сербы и другие) в возрасте от восьми до шестнадцати лет. Таким образом работал девширме – налог кровью – которым были обложены неправоверные народы империи.
Баицу Соколовича, православного богослова, турки силой вернули из монастыря Милешева в село Соколовичи. Кроме учености, он обладал еще одним достоинством: был родом из дворянской семьи. Такие дети были особо желанны в качестве дани. То, что он изучал христианское слово Божие, ничуть не помешало османам. В результате налога кровью Баицу Соколовича увели в Турцию, когда ему было уже восемнадцать лет, и был он вовсе не малым дитем, которое вряд ли в состоянии запомнить, откуда оно родом. Это весьма необычный для турок поступок – забрать у сербских родителей ребенка, который уже не был совсем или в достаточной степени маленьким. Турки, готовив детей к службе в своей армии, не запрещали им помнить свои корни, но по праву считали, что чем меньше сохранится у них воспоминаний о родных краях, тем меньше они к ним будут привязаны. Его отец Дмитрий пытался этому воспротивиться, но у него не получилось. В конце концов, родителю пришлось утешиться тем, что ему оставили двух младших сыновей. Увод одного мальчика избавлял его на все времена от опасности потерять других детей: турки твердо придерживались собственного правила – забирать из каждого дома только одного ребенка мужского пола.
В Эдирне, бывшей столице империи и знаменитой зимней резиденции султана, он впоследствии был обращён в ислам, получил имя Мехмед Соколлу и на протяжении многих лет служил в корпусе янычар. Затем попал в имперскую канцелярию, где находился до 1535 года. Как воин он отличился в битве при Мохаче в 1526 году, затем участвовал в осаде Вены (1529 г.), которая, однако, не оказалась успешной. В 1541 году Мехмед Соколлу стал начальником придворной стражи самого султана Сулеймана Кануни Великолепного, впоследствии сблизившись с ним
В 1546 году от болезни скончался предводитель пиратов Алжира, Капудан-паша Хайр-ад-Дин Барбаросса. Его преемником был назначен Соколлу. За пять лет, что он провёл на этой должности, был организован ряд военных морских экспедиций, в том числе к морским крепостям современного Триполи; также был значительно увеличен арсенал корабельного вооружения. В 1551 году был назначен бейлербеем (наместником) Румелии, одной из двух главных административных провинций (наряду с Анатолией). Эта должность открывала Мехмеду-паше дорогу в Совет Дивана на должность Визиря. (Диван — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти Турции).
На посту бейлербея он довольно успешно вёл военные действия против Фердинанда I Габсбурга, императора Священной Римской империи и эрцгерцога Австрии. В 1540 году после смерти венгерского короля Яноша I Запольяи, Фердинанд аннексировал его владения (Восточно-Венгерское королевство). По срочному приказу султана вместе со 100-тысячной армией Соколлу Мехмед-паша вторгся в мятежную Трансильванию и захватил 16 крупнейших городов, в том числе Бечей, Зренянин, Липова и другие. Вернувшись в Белград, Соколлу начал переговоры с наместниками австрийского эрцгерцога на территориях Венгрии и Румынии, подконтрольных Габсбургам.
Оценив навыки и умения Мехмеда-паши, Сулейман назначил его на должность Третьего Визиря и дал ему место в Совете Дивана. В 1561 году Соколлу Мехмед, продвинувшись по служебной лестнице, стал вторым визирем. В 1562году он женился на внучке Сулеймана и Роксоланы. В июне 1565 года скончался Великий визирь Семиз Али-паша. На освободившуюся должность полномочного представителя султана был назначен имевший огромное доверие Сулеймана Соколлу Мехмед-паша.
В ходе очередной войны с Австрией, султан Сулейман, находившийся у трона 46 лет, вышел в свой 13-й военный поход. Командование османскими войсками было передано Мехмеду-паше. Войска вышли из Стамбула 1 мая 1566 года. Османская армия достигла венгерской крепости Сигетвар 6 августа 1566 года. Сулейман находился в своём шатре во время всей осады, где получал отчёты лично от своего визиря. Султан скончался на 72-м году жизни от сердечного приступа до того, как турки достигли победы: на следующий день после смерти падишаха османские войска предприняли заключительную попытку штурма и Сигетвар всё-таки пал. Смерть султана визирь держал в строжайшем секрете, как и кончину его предшественника, до тех пор пока старший сын будущего султана Селима II Мурад не прибыл в столицу . При новом султане Соколлу Мехмед-паша всё также оставался великим визирем, однако теперь окружение султана стало обладать всё большим политическим влиянием.
В 1579 году неизвестный дервиш совершил на него покушение, в результате чего Мехмед-паша скончался, завершив де-факто своё управление Османской империей. Похоронен в мечети своего имени (Мечеть Соколлу Мехмед-паши) в микрорайоне Кадырга исторического района Фатих в европейской части Стамбула. Мечеть была построена по велению жены великого визиря Эсмехан Султан известным османским архитектором Мимаром Синаном.
Из всех покорённых самыми лучшими воинами были сербы. Они участвовали во всех походах османов и храбро сражались в них. Будучи самым многочисленным христианским народом в Османской империи. Многие сербы приняли ислам. Но турецкие власти также учитывали пожелания тех, кто оставался приверженцем православия. Османской империи, владеющей огромными территориями, были нужны сербы обоих вероисповеданий, потому что их можно было использовать в качестве чиновников на местах и тем самым значительно уменьшить число османов. Поскольку в этой области существовали определённые проблемы. Так что сербы реально управляли частями собственной страны, утешаясь тем, что они остаются своими среди своих. Мехмеда-пашу сербы уважали, и более того, османы не возражали против его помощи к сонародникам. Со временем, Мехмед-паша доложил султану о желании предоставить самостоятельность сербской православной церкви.
Макарий Соколович.
История Сербской православной церкви говорит, что именно Мехмед-паша Соколович, визирь турецкого дивана, использовал своё влияние в Османской империи в 1557 году лично восстановил сербский Печский патриархат. Во главе Печского патриархата он поставил своего брата Макария в то время, когда, как сообщают источники, «православие пребывало в хаосе и распадалось, а национальная мысль сербского народа стала угасать в тяжких оковах рабства». Правление Макария — это период ренессанса сербской культуры и искусства. В это время было восстановлено большое количество сербских монастырей, в том числе Грачаница, Студеница, монастырь Печского патриархата, Милешева, Будисавци в Косово. (Макарий Соколович был канонизирован Сербской православной церковью, которая празднует его память 30 августа по юлианскому календарю или 12 сентября по григорианскому). Под юрисдикцией Патриархии в его правление было более 40 епархий. Из-за болезни в 1571 году Макарий ушёл на покой. Скончался в 1574 году. 23 октября 1574года , после смерти Макария, новым сербским патриархом стал его племянник Антим . В 1575 году Антим умер, и его заменил еще один из племянников Мехмеда -паши Герасим Соколович, который был сербским патриархом до 1586года.
Некоторые историки полагают, что позже «великий визирь этим актом в действительности спас сербский народ от окончательного истребления и гибели». Это утверждение вовсе не так далеко от истины, если учесть, что в то время сербский народ, не имея собственного самостоятельного государства, уповал на единственную существующую замену государственности – церковь. Отсюда и весьма распространенное мнение о Мехмед-паше Соколовиче, который был «непоколебимым мусульманином и в то же самое время… истинным патриотом, достойно служившим своему народу». Он верил, что тем самым примирил ислам со своей боснийской родиной, сербскими корнями и христианской православной верой.
Мехмед-паша Соколович по делам империи часто бывал в Белграде. Для турецкой империи Белград был очень важен в стратегическом плане. Первое турецкое нападение и первая успешная оборона Белграда произошли в 1440 году. Только пятнадцать лет спустя, через три года после захвата Константинополя и его превращения в Истанбул, султан Мехмед II в 1456 году начал новый великий поход на Белград. Такая поспешность свидетельствовала о том, какое значение придавала Белграду политика Османской империи. В битвах на белградских реках и их берегах защитники выказали невероятную отвагу, особенно сербские лодочники. Им удалось уберечь город. С этих дней Белград стал символом защиты ценностей Европы, он получил название Крепостной стены христианства. Но в 1521 году Белград не устоял перед османскими войсками. Тот дал Белому городу исламское имя Дар ул-Джихад.
Для турецкой империи этот город стал прекрасным трамплином для следующего продвижения к желанной цели – к Вене, а для сил Европы, объединившихся в союз против османов, – желательной границей, на которой им не приходилось жертвовать собою. Сербы занимали идеальное положение в интересах обеих сторон – и исламской и христианской: сплав, попавший для придания нужной формы между молотом и наковальней. Через пять лет после захвата города султаном Сулейманом Белград стал в первую очередь османской, а тем самым и важнейшей отправной точкой для походов в Центральную Европу с целью осуществления давней мечты султана – завоевания после Венгрии Австрийской империи.
Владислав Баяц. Хамам «Балкания»
«Белград был похож на него: он был словно метис с отчетливыми признаками внедрения новой жизни в текущую историю, весьма отличную от предыдущей. В нем он видел и сербов и турок. Оба народа сосуществовали рядом, но он не мог видеть, спокойно они переносили соседство или просто терпели друг друга. Будущая судьба этого города была похожа на его собственную: сербы никогда не отрекутся от него, а турки будут считать его своим!».
Мехмед-паша Соколович оставил после себя память в виде многочисленных общественных зданий, мостов и других сооружений на всей территории Османской империи, которые строились на его пожертвования и по его непосредственному указанию. Мехмед-паша в Белграде в 1575 году воздвиг, помимо всего прочего, широко известный караван-сарай и безистан , который также был построен по его желанию и приказу и на его деньги. Строительство и в этом случае осуществлял зодчий Мимар Синан.
Считается, что Мехмед-паша Соколович был инициатором создания многих фонтанов, самый известный из которых находится в Белграде, в крепости Калемегдан. Он был построен в 1576 году и имел большое практическое значение для местного населения. На сегодняшний день этот фонтан из-за отсутствия регулярного технического обслуживания находится в ненадлежащем для такого исторического памятника состоянии.
Один из самых известных его памятников — мост Мехмеда Паши Соколовича в Вышеграде, находится на сегодняшний день в Республике Сербской ( Босния и Герцеговина). Это мост свидетельствует о расцвете монументальной архитектуры и инженерного мастерства Оттоманской империи. Он был построен в конце XVI века на реке Дрина в восточной части Боснии и Герцеговины придворным архитектором Мимаром Синаном. Он насчитывает 11 каменных арок пролётом от 11 до 15 метров каждая, а также прямоугольный въезд с левого берега из четырех арок. Сооружение длиной 179,5 м – одно из лучших произведений Мимара Синана, одного из крупнейших архитекторов Оттоманской империи, современника эпохи Итальянского Возрождения. Этот мост связан со многими фольклорными, литературными и художественными традициями.
В пяти километрах от Вышеградского моста находятся целебные источники, где Мехмед-паша Соколович выстроил хамам с куполом, желая еще что-то подарить родным краям. Но Мехмед-паша не сделал из хамама, как это часто бывало, из этой «прекрасной бани с куполом», караван-сарай, а выстроил его несколько ниже, «у реки Дрины как каменный хан Соколовича, который мог принять около десяти тысяч коней и верблюдов». Во времена Мехмед-паши в Вишеграде было около семисот домов, мечеть по имени Селимия, фонтаны, примерно сотни три лавок, имарет, приютивший городских сирот, монастырь дервишей – текия. Сегодня здание хамама сегодня находится под защитой государства как национальный памятник. Сегодня для тех, кто хочет наслаждаться красотой несколько дольше, неподалеку находится отель – реабилитационный центр под именем «Русалочий волос» со всем необходимым комфортом и с современным бассейном с термальной водой.
В своём родовом селе Соколовичи (которое получило название по паше, или паша получил имя по нему, сейчас уже без разницы) была мечеть Соколовича и церковь, на фундаменте которой, по преданию, паша воздвиг храм для своей православной матери.
Сохранились исторические записи, которые говорят, что при участии Мехмед-паши Соколовича были построены три моста на территории современной Боснии и Герцеговины : Arslanagića most u Trebinju (Мост Арсланагича в Требине) , Kozju Ćupriju u Sarajevu (Козий мост в Сараево), Most na ušću Žepe u Drinu (Мост в устье Жепы с Дриной) и один в Черногории —Vezirov most ( Везиров мост).
28 июня 217г. в Вышеграде в присутствии президента Республики Сербской Милорада Додика и создателя Андричграда Эмира Кустурицы был открыт памятник Мехмед-пашае Соколовичу. Выступая на церемонии открытия , писатель Матия Бечкович сказал:
«Добро пожаловать, Баица — Мехмед-паша Соколович . Потребовалось целых пятьсот лет, чтобы Баица — Мехмед-паша Соколович, вернулся на родину, увидел свой каменный Мост и навсегда остановил на ней свои бронзовые очи.
– Пятьсот Видовданов он пропустил, чтобы вернуться туда, откуда начал, дабы доказать, что невозможно никого разлучить со своей родиной и своим народом навсегда. Мост, который Мехмед-паша установил на собственные средства, не просто связал два берега реки Дрины и два мира, но и поднялся над бездной и всеми предрассудками прошлых и будущих времён.
– И сегодня, на Видовдан, бронзовый визирь смотрит вперед, не оглядываясь. Как – будто он больше надеяться и полагается на то, что будет, нежели на то, что уже было. Он пришёл из далёкого будущего, чтобы присоединиться к тем, чьё время лишь начинается».
В сериале «Великолепный век» роль Соколлу Мехмеда-паши исполнил известный турецкий актёр Йылдырым Фикрет Ураг.
В статье были использованы материалы из книги Божидара Езерника «Дикая Европа». Издательство «Лингвистика», Москва. 2017г. и Владислава Баяца «Хамам «Балкания». Издательство Лимбус Пресс. Санкт-Петербург. 2017г.
Тюриков Сергей. Соколова Вера