Монастырь Моравци
Храм Святого Ахилла стоит в центре живописного городка Ариле, чьё появление связывают с образованием моравицкой епископии. Сам Святой Савва определил его как один из двенадцати епископских центров только что основанной Сербской Православной Церкви.
Храм посвящён епископу Ларисскому из Греции, известному борьбой с арианской ересью и участием в Первом Никейском соборе 325 г. Построен он в Рашском стиле, боковые фасады – романские, а восточный – византийский.
Первые сведения об обновлении старой церкви относятся к 1220 году. Вскоре турецкие завоеватели огнём и мечом прошлись по этим местам, основательно разорив их. Храм пришлось восстанавливать. Распоряжение о строительных работах отдал царь Драгутин (1276-1282 гг.), а в 1296 году, уже при царе Милутине, на стены вновь нанесли фрески.
Вплоть до XVI века Ариле было одним из важных христианских центров Сербии. После великого исхода (сеобы) сербов в 1690 году край опустел. Лишь через полтора века сюда пришли переселенцы из Черногории, Герцеговины и Рашки. К тому времени от некогда богатого монастыря Моравци осталось лишь здание церкви Святого Ахилла.
Храм Святого Ахилла является настоящей жемчужиной православной истории Сербии. Здесь находится самая большая портретная галерея, дошедшая до нас из XIII века: на фресках наоса и притвора запечатлены все сербские властители из рода Неманичей, их родственники и несколько моравицких епископов. В монастыре упокоился и младший сын царя Драгутина Стефан Урошиц Немањич.
Фигуры на фресках статичны. Все лики строгие, очерченные, одежды пестрят или впечатляют большими объемами белого цвета. Стены храма – настоящая картинная летопись, в которой отражено множество церковных событий. Сохранность росписи очень хорошая, а её сюжеты в основном взяты из Богородичного цикла и Страстей Христовых.
Многие композиции из Евангелия представлены весьма оригинально. Например, контаминация Мелисмоса и Рождества.
Христос только что родился: в нем жизнь и смерть. Две повитухи – похожие на древних колдуний, особенно та, что держит младенца, странно держит, боком и под мышкой. Это древнее существо, недоброе, недуховное, беспристрастное: ей все равно, покойника омывать или младенца, в рождении есть смерть, она это знает, но ничего не ведает о Духе святом.
Удивителен Ангел в прозрачной светло-серой тунике. Его лик существенно отличается от всех храмовых росписей, это совершенно другой тип — не иудейский и не римский.
Совершить мини-экскурсию в храм можно здесь.