Гребен

Поездку в Сербию, на горнолыжный курорт Гребен, мы  забронировали уже давно, мы — это небольшая компания из трех человек. Мы вылетели самолетом Аэрофлота довольно рано утром, 17  февраля. Рейс  в Белград   по времени занимал 3 часа 15 минут.

В Белграде  нас встретил  водитель, про услуги которого  мы заранее договорились в турфирме, и отправились в сторону Гребена. Дорога до Гребена от Белграда занимает примерно   4-4,5 часа.

Гребен, как несложно догадаться,  в переводе с сербского означает «гребень».  Это горный массив  находится на юго-востоке Сербии,  с небольшим  горным участком уже  в Болгарии. Гребен возвышается недалеко от деревни Поганово в муниципалитете Димитровград, и простирается на юго-восток в сторону болгарской деревни Врабча.

Горнолыжный курорт под названием  Капаоник, куда мы направились,  находится в одном из заповедников Гребена – здесь нет  промышленных производств и крупных транспортных узлов. В общем, вокруг мы увидели горный лесистый пейзаж. Место очень тихое, уединенное и красивое.
Копаоник — крупнейший и высочайший горный массив Сербии, раскинувшийся разветвлённым гребнем на 82 километра. Благодаря своему южному положению и особенностям рельефа, Копаоник купается в солнечных лучах примерно 200 дней в году, за что и получил своё поэтическое название  – «солнечная гора». В самой высокой части гОры Копаоник напоминают дом с плоской крышей: его склоны крутые, почти как стены, а вершина настолько плоская, что местные жители прозвали её «кровлей Сербии».
Первые группы альпинистов и горнолыжников начали посещать Копаоник в 30-е годы XX века. Первый домик альпиниста был построен энтузиастами ещё до Первой мировой войны. Первый  же подъёмник был запущен в 1964 году. С 1981 года Копаоник обрёл статус международного горнолыжного центра.
Курорт Копаоник  горнолыжный – самый крупный и развитый в Сербии.  Лыжный центр находится на высоте 1770 м, в обрамлении вершин Караман (1904 м), Велка Гобеля (1934 м), Вручак (1936 м), Суво Рудиште (1976 м) и Панчичев врх (2017 м).
Длина лыжных трасс и маршрутов составляет более 62 км, все они оснащены современными подъёмниками с пропускной способностью 34 000 человек в час. Первый снег выпадает здесь уже в конце ноября и держится примерно до мая, что в среднем составляет 159 «горнолыжных» дней в году, а мягкий климат и обилие солнца обеспечивают комфортное катание.

Большая часть трасс Копаоника оснащены системами искусственного оснежения. Любителей ночного катания порадует освещённая трасса «Мало Йезеро».

После  прибытия  мы  заселились  в отель, скромный,  но уютный, его можно оценить  как  «3 звезды».
В основном  звездность отеля  сказывалась не в  уровне сервиса, а в размере комнат: они небольшие и вмещают  2 кровати, скромного   размера шкаф, тумбочку, также   в номере есть санузел. Однако  еда в ресторане при отеле   очень порадовала: порции здесь  существенные, а цены ниже, чем  в среднем по  Москве примерно в 2 раза.

Отлично сербы умеют готовить и мясо,  и рыбу, также для  кухни характерна выпечка, в частности,  пироги – нам полюбился особенно пирог из   кустарного слоеного теста с капустой. В общем еда  была в унисон нашими русским гастрономическим вкусам.

Такое мясо сухой выдержки готовят на гриле:

Для желающих  ощутить другие вкусы  рядом с нашим отелем работал очень хорошего уровня  итальянский ресторан, где цены были  несколько  выше. Здесь каждый  вечер играла живая музыка.
Во всех, даже самых небольших  кафе, обязательно топился камин или очаг, рядом с которым было очень тепло и уютно, а иногда  в очагах  запекали дичь. Везде нас встречали  радушно (русских в Сербии особенно любят), персонал гостиницы и  общепита  свободно говорил на английском и иногда  на русском языке.

Склоны  гор оказались не такими высокими и крутыми, как в   австрийской  или итальянской части Альп или в Приэльбрусье. Наибольшая высота  гор — около 2 000 м или немного более  над уровнем моря. Так что в Гребене очень много «голубых» (то есть пологих и легких для   прохождения)  горнолыжных трасс,  по которым  без опаски можно кататься новичкам или детям. Нам повезло: большая часть дней  время нашего пребывания  на курорте  погода была ясной и солнечной.
Для  продвинутых горнолыжников есть и более сложные и крутые  трассы, так называемые  «синие» и «красные»,  а также есть  «черные» трассы, особо сложные и даже опасные.

После дня «каталки» мы шли ужинать в ресторан, возвращались в отель и засыпали «как убитые», полностью довольные жизнью.

24 февраля мы решили сходить в местную сауну. От родственников, конечно, уже пришла информация о начале спецоперации. В этот день мы были   несколько обескуражены   – сможем ли мы покинуть страну ?, будут ли летать самолеты? Вспоминались ситуации, когда люди на долгое время  застревали в других  странах во времена ковида. Эти тревожные мысли мы старались гнать  от себя прочь.

И в сауне  тревожное состояние получило внешнее подтверждение. Мы спокойно общались между собой на русском, когда внезапно в наш разговор решил вмешаться сосед по парилке, который оказался румыном. К слову сказать, в Гребене вообще очень мало иностранцев, в основном здесь отдыхают  местные,  сербы.
Он начал разговор с вопросов о спецоперации. Поддерживают ли русские спецоперацию? – эмоционально спрашивал он. Услышав утвердительный ответ, он им, видимо, остался  очень недоволен, поскольку решил сказать нам, что Путин – кровавый тиран.

Эта создавшаяся  ситуация  в сауне   вызвала у меня беспокойство   и я попросила нашу компанию уйти. Описанный эпизод, говорит, конечно, о силе  пропаганды в  странах Евросоюза, о степени «накрутки» антироссийских настроений, которая там ведется.
Вспомнилось мне и то, что именно румыны во время  Великой Отечественной Войны были одной из  опор нацистов –  их части, сражавшиеся на стороне Германии,   были в числе войск, оккупировавших  Крым. Впрочем, напоминать об этом нашему случайному соседу  у меня не было никакого желания, хотя мои спутники во всю «рвались в бой» — поспорить.
На самом деле, было уже не до «вагонных разговоров».  Очень беспокоил вопрос, как мы будем  возвращаться  в Москву. Время пребывания   в Гребене заканчивалось, а наш  рейс Аэрофлота,  между тем,  отменили.
В результате нам удалось  оперативно забронировать  новые билеты на  рейс сербской авиакомпании из Белграда в Москву, но  вылет должен был произойти  на  2 дня позже, нежели  мы планировали ранее. Стоимость  неиспользованных  билетов  нам потом  полностью вернули. В тот момент мы чувствовали себя  все же очень  неуютно.

Получалось, что у нас оставалось несколько дней до вылета, которые мы решили провести  не на горнолыжном курорте, а в столице Сербии — Белграде. Очень быстро через онлайн сервис мы забронировали  квартиру в самом центре старого города,  в районе  Дорчол,  на два  дня, стоимость на  человека получилась 2 000 руб.   за сутки.
К слову сказать, в этот момент у нас работали уже не все  платежные банковские карты системы Visa – пользоваться мы могли только картой Сбербанка, платежи по картам ВТБ и Открытие  — уже не проходили. Сев  в машину, мы отправились в обратный путь в Белград.

Снятая нами квартира в историческом центре Белграда   понравилась: современный интерьер, отличная   ванная комната, зона кухни   и вид на старый город из панорамных окон – чего еще мы могли желать в эти несколько,  подаренных нам судьбою,  дней в центре Европы?
Среди прочего мы нашли   в квартире  толстую книгу — гид  по  достопримечательностям   города, где содержалась  информация о бесплатных (!) экскурсиях для туристов. На одну из таких экскурсий мы и поспешили записаться.
Наш экскурсовод Женко действительно не взял с нас никакой платы, кроме чаевых.

Путешествие в глубину веков
Женко начал с рассказа о самых древних временах. Гуляя  по улицам Белграда, мы узнали очень много, экскурсия длилась больше 3-х часов. Не будем слишком подробно останавливаться на описании конкретных исторических памятников, а  перескажем  то, что мы запомнили и позже прочли в книгах об истории города  Белграда и страны Сербии.

Русские и сербы – братские народы. Мы говорим на языках одной группы, исповедуем  одну религию — православие и имеем общий культурный код: для нас важны справедливость, милосердие, нестяжательство, мы хорошо относимся к людям иных культур и вероисповеданий, если они приходят к нам с миром.

Продолжение следует…,  выйдет в ближайшие дни.

Посмотрела ради интереса — авиасвязь с Белградом прямая из Москвы на сегодняшний день существует,  авиатранспортом Сербии, время в пути осталось прежним,  3 часа 15 минут,  минимальная стоимость билета 39-40 тыс. руб. (вылет в апреле),   а на ноябрь 2022 г.  стоимость билета  обойдется  (если заранее бронировать) — около 9 тыс. руб.

В начале трассы

В непогоду в горах видимость минимальная:

Во время отдыха между   поднятиями на вершину на подъемнике можно позагорать  и насладиться стаканчиком глинтвейна; кафе на склоне: