Василий и Антоний – два особенных белградских здания
Церкви консервативны по своей форме. В Сербии, помимо традиционного «сербско-византийского» стиля, довольно часто встречается стиль барокко, в основном – в Воеводине. Однако, в Белграде есть и другие, необычные храмы, архитекторы которых проявили свободу творчества и оригинальность, подарив столице совершенно уникальное место поклонения.
Одно из них находится на Бежанийской косе и посвящено святому Василию Острожскому. Другое — на Красном Кресте, в честь святого Антония Падуанскому. Мимо этих зданий невозможно пройти, не остановившись. Благодаря своей необычной архитектуре они стали символом своей части города. При этом внешне они очень похожи, как по материалу, из которого построены, так и по форме.
Церковь св. Василия Острожского — один из первых храмов в Новом Белграде.
Архитектор Михайло Митрович черпал вдохновение в раннехристианских культовых сооружениях, основанием которых является ротонда, простая и «чистая». Монументальный вход со ступенчатым карнизом и православным крестом ясно указывает на то, что вы стоите на пороге православной святыни. Особое величие храму придаёт его внутреннее убранство, ведь ротонда устроена так, что в ней нет столба, закрывающего вид на свод.
Колокольня полностью отделена от ротонды, но соединена с ней крыльцом. Учитывая, что этот храм строился в трудные времена, с 1996 по 2001 год, на кирпичном фасаде специально сохранили дату 24 марта 1999 года – НАТО-вские бомбардировки Югославии.
Кстати, Михайло Митрович спроектировал и башню «Генекс» — Западные ворота Белграда и символ новой части города.
Другая церковь, также опирающаяся на раннехристианскую традицию, значительно старше – храм св. Антония Падуанского на Красном Кресте.
Боснийские францисканцы построили в 1927 году в Белграде монастырь, а фундамент этой церкви был заложен через два года. Проект выполнил словенец Йоже Плечник — величайший югославский архитектор того времени. Это храм, построенный в стиле модерн, стал первым монументальным культовым сооружением в столице.
Церковь на стадии проектирования имела купол, но крыша на ротонде осталась плоской. Купол, безусловно, ещё больше связал бы этот храм с византийской традицией, сделав его более похожим на православное культовое сооружение.
Знаменитый хорватский скульптор Иван Мештрович, став автором бронзовой скульптуры св. Антония, тоже оставил свой след в этом храме.
Важно отметить, что церковь св. Антония достраивалась после Второй мировой войны, когда возводить сакральные постройки было непросто. Так что появление в 1962 году 52-метровой колокольни можно считать настоящим чудом.