Сербия велосипедная
В Сербии велосипед становится все более популярным средством передвижения. Этот удобный, дешевый и экологически чистый вид транспорта привлекает в страну множество велотуристов, которые могут найти здесь самые разнообразные трассы и маршруты.
Север Сербии – равнинная Воеводина — настоящее раздолье для владельцев «железных коней». Местный рельеф вполне позволяет использовать велосипед вместо автомобиля. Соотвественно, и количество велосипедов на улицах городов Воеводины сразу бросится в глаза. Отдельные дорожки, спецсигналы светофоров и велопарковки у магазинов существуют в ряде местечек десятилетиями.
Сегодня количество и качество специально оборудованных велодорожек заметно выросло во всех крупных городах Сербии. Это отмечают не только любители велоспорта, но и другие граждане. Дело в том, что такие трассы проложили вдоль не только парков и променадов, но и основных транспортных артерий. Вместе с велодорожками развивается и сопутствующая инфраструктура: разъезды, паркинги, пункты бесплатного мелкого ремонта. А на белградских мостах через реку Саву появились даже специальные лифты для велосипедистов.
В Сербии городские велодорожки, как правило, выделены другим цветом асфальтового покрытия, а на отдельных участках защищены специальными ограждениями. Карта всех велодорожек и выделенных линий движения для велосипедистов в Белграде.
В последние несколько лет особую популярность в стране набирают городские веломарафоны. Цель их проведения — добиться внесения поправок в Закон о ПДД, который позволит велосипедистам стать полноправными участниками дорожного движения. Стоит отметить, что сербские власти инициативы велолюбителей без внимания не оставляют. Недавно на нескольких односторонних улицах Белграда появились выделенные полосы для велотранспорта.
Впрочем, в Сербии веломаршруты не ограничиваются только чертой города. Через территорию страны проходит так называемый Дунайский велосипедный маршрут «Евро Вело 6» Европейской федерации велосипедистов (ECF), который простирается от Атлантики до Черного моря.
Разнообразный рельеф Сербии хорошо подходит для проведения Международной велогонки «По Сербии», учрежденной еще в 1939 году. А с 2014 года, в рамках международной платформы сотрудничества в области туризма «Дунайский центр компетенций» (Danube Competence Center), Сербия вместе с Хорватией, Болгарией и Румынией оказалась в числе стран, которые связаны региональной сетью трасс.
На велосипеде вы можете объехать всю Сербию вдоль и поперек. Все туристические веломаршруты можно разделить на несколько категорий: «городские покатушки» для новичков и любителей, равнинные маршруты по северу страны и горные, требующие хорошей физической подготовки и опыта. Бывалые бэкпэкеры и кругосветные велопутешественники пользуются всеми возможностями страны, отмечая не только разнообразие трасс, но и отзывчивость местных жителей, готовых оказать помощь путешественнику.
Фактически в каждом крупном муниципалитете Сербии существует свой велосипедный союз или общество любителей велоспорта. Они разрабатывают собственные маршруты и трассы, часто соединяющие несколько районов, а иногда и выходящие за границы страны. Например, есть популярные маршруты в сторону Черногории, которые берут на вооружение и спортсмены, и путешественники-авантюристы, которые стремятся добраться до моря.
В целом, профессионалы из республиканских союзов любителей велоспорта и туризма выделяют в Сербии пять главных маршрутов. Перечислим их по протяженности и степени сложности.
Первая экотропа в Сербии от города Ужице до села Врутци — 7 км.
Ужицкая «зеленая тропа», проходящая по ущелью Джетинье, от городского пляжа до бальнеологического источника Стапарска Баня, простирается лишь на 7 километров, зато тут есть несколько туннелей. Европейская ассоциацией зеленых дорог (EGWA) назвала этот маршрут вторым на континенте по красоте пейзажей. Ехать по этой велотропе комфортно: она заасфальтирована, охраняется, туннели освещены, мосты безопасны. Вдоль маршрута расположены зоны отдыха, источники, тренажеры общественного пользования, скамейки, столы для настольного тенниса и общественные туалеты. Движение автотранспорта здесь запрещено, поэтому «зеленая дорожка» стала первой в Сербии трассой, предназначенной исключительно для пешеходов и велосипедистов. В ручьях вдоль маршрута обитает форель и другие виды рыб, что привлекает и любителей рыбалки.
Велодорожка на Аде Циганлии в Белграде (идеальна для поездок с детьми) — 8 км.
Рекреационная велосипедная дорожка вокруг Савского озера (на Аде Циганлии) в Белграде — самая благоустроенная в Сербии. Она связывает сразу несколько районов сербской столицы: Савамалу, Дорчол, — а если пересечь мост на Аде, — то и Новый Белград. Проезжая по этому маршруту, вы по достоинству оцените наличие нескольких пунктов обслуживания велосипедистов, а также большое количество кафе, ресторанов, спортивных площадок, зон отдыха и достопримечательностей. Ада Циганлия — излюбленное место отдыха белградцев (именно здесь они особенно любят устраивать пикники). Протяженность веломаршрута вдоль озера составляет 8 километров. В среднем поездка занимает около 25 минут. Желающим прокатиться на велосипеде с ребёнком пункты проката предоставляют специальные детские прицепы и кресла.
Сеть велодорожек на Фрушка-Горе.
Сеть велосипедных дорожек на Фрушка-Горе появилась несколько лет назад. Наиболее интересным считается тур по южным склонам этой горы. Тут вам, правда, понадобится горный велосипед, но зато вы сможете посетить многочисленные православные монастыри, которые входят в список обязательных к посещению мест среди паломников. Учитывая, что это еще и территория национального парка, тут можно встретить множество разнообразных животных и птиц в естественной среде обитания. Тут же находятся и знаменитые Сремские Карловцы – центр русской белой эмиграции и сокровищница виноделен с легендарным берметом. А в 3,5 км от этого города расположен экологический кемпинг, где можно разбить палатку и переночевать «дикарем».
Дунайский велосипедный маршрут — 665 км.
Сербский участок веломаршрута по Дунаю — того самого «Евро Вело 6» — начинается на севере Воеводины, недалеко от местечка Бачки-Брег, и заканчивается через 665 километров, возле города Неготин. Общая протяженность «Евро Вело 6» составляет 3 653 километра. Он начинается во французском городе Нант и заканчивается в румынском порту Констанца. Дунайский веломаршрут получил свое название потому, что самая привлекательная его часть проходит вдоль второй по протяженности реки в Европе.
Евро Вело 13 — 700 км
Эта международная трасса также проходит через Сербию, а именно через Воеводину. Наиболее интересным считается ее участок, соединяющий румынский город Жимболия и сербские города Вршац и Бела Црква. В Жимболии, расположенной близ сербской границы, недавно был построен Региональный центр велосипедного туризма, где есть адаптированная зона отдыха, прачечная для туристов, сервис по ремонту велосипедов и информационный центр, где можно узнать обо всех достопримечательностях, которые встречаются на веломаршруте в этой части страны. Если говорить о сербских must-see объектах, то в окрестностях Вршаца бывалые велопутешественники советуют посетить местные виноградники и оценить вид с Вршацкой башни. А в городе Бела Црква стоит увидеть озера с известным со времен Югославии кемпингом. Среди не менее привлекательных велотрасс Сербии выделяют также городские велодорожки воеводинских городов Нови-Сада, Зренянина и Сомбора, трассу в Голубаце вдоль набережной Дуная, велотропу Прибой – Увац и дорогу из Велико Градиште до Серебряного озера.
Для тех, кто любит «погорячее».
Любители экстремального велотуризма выделяют собственный топ-4 сербских трасс. Все они, понятное дело, горные.
Массив Тара – сочетание незабываемых горных пейзажей и хорошо вымощенной дороги. В рамках проекта «Тароцикл» здесь проложено 27 велотроп общей протяженностью 424 километра, которые проходят по лесным и горно-скалистым участкам.
Златибор и четыре велотрассы в районе лыжного центра Торник общей длиной 30 километров.
Плато Пештер. Тут нет специально оборудованных велодорог и троп, но маунтинбайкеры считают, что это место просто создано для активного отдыха.
Горный массив и Национальный парк Копаоник. Для любителей погонять на горном велосипеде тут построен первый в своем роде сербский байк-парк. Трассы для скоростного спуска длиной 5 км проложены в соответствии со стандартами Евросоюза и Канады. Всего их тут три: легкая, средняя и сложная. Первая специально создана для детей и начинающих, а две другие — только для опытных велогонщиков и туристов.
Учитывая разнообразие географических зон и рельефа, а также усилия, которые власти страны прилагают для продвижения велотуризма и спорта, со временем Сербия вполне может стать не только региональным, но и одним из европейских центров велосипедного туризма, что любители байков со всего мира отмечают уже сейчас.
Кирилл Борщев Источник