Как в Нерадине родился гениальный Бизумич

В 1823 году в Нерадине на Фрушкой Горе, в бедной крестьянской семье появился на свет Никола Бизумич. Любая жизнь — это переплетение множества обстоятельств, под час весьма незначительных. Но именно от них зависит, по какому пути пойдёт госпожа История человечества (да-да!).
Вот если бы было у Бизумича-старшего огромное богатое имение, глядишь, и учебники бы изменились. Но бедность, которая, как известно, не порок, привела юногу Николу в Ириг — изучать парикмахерское дело.

Постигая этот важный «занат», юноша впервые задумался над тем, как не только облегчить работу мастеров, но и придать ей, скажем так, ускорение.
Время — деньги, больше клиентов — больше монет. Ножницы, расчёска, бритва прекрасны в умелых руках, никто не спорит, но… Вот это «но» настолько не давало Николе покоя, что он взял, да и изобрёл первую в истории машинку для стрижки волос.

Ну, вы знаете, что нет пророка в своём отечестве. Зато бюрократизма, консерватизма, идиотизма — навалом, да и денег всегда жалко. Патент же стоил ни много ни мало, а целых 100 форинтов! Сначала Никола попытался получить поддержку у своего мастера, но тот только покрутил пальцем у виска. Тогда молодой человек отправился в Руму, где сдал положенный экзамен и стал мастером сам. Но желающих раскошелиться по-прежнему не было. Пришлось Бизумичу в 1855 году отправляться в далёкий Лондон. Между прочим, без гроша в кармане.

В Империи никогда не заходящего солнца спонсоры нашлись довольно быстро. Английские бизнесмены по достоинству оценили изобретение сербского мастера. Уже через десять лет машинки для стрижки волос выпускались на специальной фабрике и разлетались по всей Европе в мгновение ока — спрос был огромен.

Никола Бизумич быстро разбогател, стал Джоном Смитом (надо же как-то вписываться в местные деловые круги) и даже именоваться Сэром с лёгкой меченосной руки английской королевы. На своей роскошной лондонской вилле экс-селяк мог только удивляться и радоваться такому зигзагу своей судьбы.

Жизненный путь Николы Бизумича-Джон Смита завершился в 1906 году. К тому времени его состояние насчитывало 22 миллиона фунтов стерлингов. Но вот наследников у изобретателя не оказалось. Женат он не был, детей не имел. Искать его родственников в далёкой и непонятной Сербии англичане не стали. Вообще, история это тёмная — как раз для любителей теории заговоров. Во всяком случае, семейное древо Бизумичей продолжает ветвиться и сегодня. А знающие ответы на все вопросы завсегдатаи нерадинских кафан утверждают, что англичане специально замяли дело о наследстве, дабы их национальный Банк не разорился. Шутка ли — 22 миллиона!

 

Вера Соколова, по материалам сербского интернета.