“Serbian Grill” в Самаре
Когда генеральный директор фирмы, в которой работал Зоран, предложил Зорану Дольянчевичу в 1993 году поехать в Россию развивать новое направление ресторанного бизнеса, тот согласился, подсчитав, что уложится примерно в 3 месяца, а потом вернется в Белград.
С тех пор Зоран сменил нескольких работодателей, работал шеф-поваром в лучших ресторанах Уфы и Екатеринбурга, а потом перебрался в Тольятти, где постепенно пришел к мысли, что нужно начинать собственный бизнес. Не изобретая ничего нового, он открыл «Z cafe» с вполне привычным меню: гриль, пицца, европейская кухня. Кафе быстро приобрело популярность, и тогда Зоран решил расширить бизнес и выбрал Самару в качестве объекта экспансии.
Как многие европейские предприниматели, Зоран тактичен и скрытен до невозможности, когда разговор касается организации бизнеса. И так задашь вопрос и эдак — искренняя улыбка в ответ и общие фразы. Он ни на кого не жалуется и всегда переводит разговор на восхваление своей продукции, что, признаться, у него получается очень хорошо. Несмотря на то, что Зоран живет в России уже два десятилетия и даже обзавелся семьей, сербский акцент и построение фраз добавляют очарования.
Народ голодный
В начале осени на улице Красноармейской в Самаре открылось небольшое заведение с самым обычным интерьером и неприметной вывеской. Зоран Дольянчевич, ранее искушавший самых требовательных посетителей дорогих ресторанов своими кулинарными шедеврами, сделал ставку на самого обычного потребителя, которому нужно быстро перекусить и остаться при этом в добром здравии.
— Я открывал много заведений премиум-класса, а потом решил самостоятельно двигаться в этой сфере. Я открыл кафе, две пиццерии, а потом решил открыть вот такое заведение. Потому что ничего, кроме шаурмы, нечего поесть народу, который ходит голодный.
Отсутствие российского гражданства тоже не стало помехой в деле — все-таки за 22 года, проведенные в России, накапливается определенный опыт ведения дел. Единственной проблемой оказалось сопротивление жильцов дома, в котором расположилось кафе.
— Я перед открытием поставил баннер “Мясо на гриле” и они испугались до смерти, что будет на углях, вонять будет, народ будет пьянствовать, ходить туда-сюда. Тогда я написал во все органы, в администрации, прошел все проверки, чтобы все документы показать. Мы вот сейчас сидим, в заведении вентиляция работает, но не слышно, запаха нет. Люди приходят адекватные.
Секрет успеха
Несмотря на то, что в городе большое количество небольших кафе и киосков с шаурмой, беляшами и чебуреками, более привычных для горожан, нежели бургеры с плескавицей — сербской котлетой из нескольких сортов мяса, Зоран не считает их конкурентами и довольно резко высказывается о таких точках общепита. По его словам, подобный способ быстро утолить голод был актуален еще 15 лет назад, когда вообще никакой альтернативы не было. Сейчас важна не только доступная цена, но и качество, а также разнообразие блюд.
Я лучше продам больше, чем буду продавать по 10 штук дорогих блюд в день, что не окупит аренду и зарплату сотрудникам.
Впрочем, пока особенным разнообразием «Serbian Grill» тоже не располагает. Зоран объясняет это техническими сложностями и тем, что еще прошло очень мало времени с открытия. В планах установка нового оборудования и расширение ассортимента, хотя пока и существующий выбор себя оправдывает по очень простой причине. Зоран провел отличную работу по изучению самарского рынка и городской инфраструктуры — в нескольких шагах от его маленького кафе расположен Штаб Приволжско-Уральского военного округа, корпус Академии Культуры, офис Ростелекома, МЧС и еще целого ряда заведений. При этом конкурентов у кафе сербской кухни практически нет.
Одной из ошибок местных предпринимателей Зоран считает стремление быстрого извлечения прибыли.
— Ко мне приходили парочку знакомых рестораторов, говорили, что цены низкие, это подозрительно. Но я всю продукцию проверяю и не экономлю на качестве. Я лучше продам больше, чем буду продавать по 10 штук дорогих блюд в день, что не окупит аренду и зарплату сотрудникам. Надо работать на обороте, чтобы клиентов было больше и им нравилось. Ну и мяса должно быть много!
Представь, придет молодая мама с ребенком, а тут пахнет пивом, спиртом, это нехорошо, неприятно.
Отдельной темой стало отсутствие алкоголя в кафе, несмотря на располагающее к этому меню.
— Алкоголь мы не продаем, даже пиво. Нужно, чтобы народ пришел, покушал и ушел, новый пришел, дальше работаем. Я категорически против продажи алкоголя. Представь, придет молодая мама с ребенком, а тут пахнет пивом, спиртом, это нехорошо, неприятно. Если человек хочет выпить алкоголь, он это может сделать это в другом месте.
О дальнейших планах Зоран так же, с улыбкой и по-европейски, высказался неопределенно.
— Есть планы расширяться, обязательно. Но не скажу, когда и как, пока рано говорить.
Взаимная любовь
Несмотря на то, что в большинстве ответов сербского предпринимателя чувствуется коммерческий подход и ненавязчивая реклама, о самарских клиентах он говорит искренне и с удовольствием.
— Я приятно удивлен народом. Покупатели воспринимают всё очень хорошо. Люди с удовольствием приходят. Когда молодые люди видят, как это все готовят, как все выкладывается, и потом удивленными глазами смотрят, держат в руках и улыбка такая хорошая! Мне это причиняет большое удовольствие!
Самара — Белград
За 22 года в России, больше 15 из которых Зоран прожил в Тольятти, он обзавелся жильем, семьей и собственным бизнесом. По его признанию, он считает себя русским человеком и даже когда приезжает в родной Белград, скучает по России.
— Я много лет жил в Самарской области, но в Самаре редко бывал. Но географически Самара очень близка к моему родному Белграду. Он тоже такой неровный! Я очень хочу сделать свой вклад в развитие города, поддержать его имидж, особенно к Чемпионату мира по футболу, я сам очень люблю футбол и раньше играл!
Опытный сербский предприниматель Зоран Дольянчевич вновь воспользовался случаем и ввернул нужную фразу, которая соответствует бизнес-задаче. С одной стороны, это немного непривычно на фоне российских предпринимателей, редко скрывающих свои проблемы. С другой — отличный пример того, как человек разделяет личное и профессиональное.
В кафе играет небольшая подборка национальной сербской музыки, мальчишка лет девяти отчаянно пытается съесть вторую половину гигантского бургера с плескавицей. Глядя на удивительную смесь удовольствия и мучений, я напоследок спросил у Зорана, нет ли у него мысли сделать порции чуть меньше хотя бы для детей.
— Нет! — воскликнул он, — пусть лучше заберут с собой! Мяса должно быть много, чтобы удивлялись, чтобы были сытыми!
Фотографии Зорана Дольянчевича с его страницы Facebook.