Из проповеди немецкого священника-протестанта Фридриха Грисендорфа
1945 год, Эвербург, недалеко от лагеря, где находились тысячи сербских заключенных.
«… Наша родина проиграла войну. Победили англичане, американцы, русские. Они одержали первую, материальную победу. Тем не менее, есть среди нас народ, одержавший победу вторую, не менее важную. Это победа души, сердца, мира и христианской любви. Этот народ — сербы.
Раньше мы знали их только поверхностно. Но мы прекрасно осведомлены, что сделали с их родиной. Мы убивали сотни сербов, защищавших свою страну, за одного нашего убитого солдата. Мы не только убивали, но и благосклонно смотрели, как в них стреляют со всех сторон итальянцы, венгры, албанцы, болгары… Мы знали, что здесь (рядом с Оснабрюком) находятся пять тысяч сербских офицеров, которые были элитой своего общества, а теперь больше походят на живые скелеты. Измождённые и измученные голодом люди.
Мы боялись их мести. Мы боялись, что после капитуляции они сделают с нами то же, что мы сделали с ними. Мы реально представили себе драму, воображая, как наших детей бросают в канализацию или печи городской пекарни. Мы представляли себе убийства массы людей, насилие над нашими женщинами, разрушение наших домов. А что же было на самом деле?
Когда прорвали колючую проволоку лагеря, и пять тысяч живых скелетов свободно разошлись по нашей земле, они ласкали наших детей, угощали их конфетами, спокойно с ними беседовали. Подумайте: сербы ласкали детей тех, кто одел их землю в траурные одежды! Только теперь мы понимаем, почему великий Гёте изучал сербский язык, а последнее слово Бисмарка на смертном одре было : «Сербия!»
Их победа была огромной и возвышенной! Так победить, кажется мне, могли только сербы, воспитанные на их героических песнях, которые так любил наш Гёте. Эта победа будет всегда жить в душах немцев. И ей я хочу посвятить свою последнюю проповедь…»
(Текст из книги „Реторика са изабраним беседама“, Миомир З. Милинковић, Легенда, Чачак, 2008.)