Любовь моя Сербия. Записки командировочного.
Необходимость ехать в Сербию, как и все в последнее время, образовалась совершенно неожиданно и неотвратимо, примерно так: «Завтра с вещами на выход». Группе специалистов в количестве трех человек предлагалось в течение трех-четырех недель провести что-то вроде аудита нескольких предприятий, недавно купленных Газпромнефтью… Предварительные отклики об этой акции и о стране из уст людей, которые там работают, побывали или просто что-то слышали, были совершенно различны и порой неожиданны. Единение было только в том, что кухня у них отличная, и никто особо трудоголизмом не страдает.
Самым интересным, но уже давно не вызывающим удивление, было то, что за месяц до этого, зайдя в православный книжный магазин взглядом практически с порога уткнулся в книгу «Душа Сербии» святителя Николая Сербского. Книги этого арихиерея начала ХХ века, недавно причисленного к лику святых, есть у нас дома. Чтение их доставляет несказанную радость. Глубина, простота и образность изложения сложных вещей в «Слове о законе» и в «Таинственных притчах» потрясающие. Как и всякая правда, мысли автора (думаю, что не только автора) мудры, кратки и емки, проникают в душу и поселяются там как дома. Так что интерес к православной культуре наших старших по вере братьев уже был подогрет, ну а упускать шанс побывать в стране (тем более в приказном практически порядке) даже возможности не оставалось.
Школьные знания географии, истории (той, что нам в Советское время преподавали), да память о недавних событиях, связанных с распадом Югославии, НАТОвскими бомбардировками 1999 года, проблемой Косова, да показательным отделением Черногории (что, конечно, совсем ужасно для страны и так находящейся в изоляции — лишиться выхода к морю и сократить свою территорию до 2/3 площади Омской области) — вот и весь багаж предварительных знаний. Интернет совсем не изобилует сведениями о Сербии, да и времени на изучение — не оставалось. Так что в поездку отправлялся как студент после сессии.
Позже, в Шереметьево, ожидая рейс на Белград, удалось еще почитать у прилавка путеводитель по Черногории, где приводились шутливые поговорки о черногорцах, характеризующие их национальную неторопливость и даже леность. Как я понял, разница между черногорцами и сербами примерно такая же, как и между казаками и русскими, т.е. практически никакой (если есть среди читателей донские казаки, пусть простят дилетанта).
Где-то на подлете к стране облачность рассеялась, и из окна Аэробуса (кстати, наполовину пустого) стали видны бескрайние разноцветные и полосатые поля, холмы, петляющие реки — пейзаж, напоминающий наши южные регионы — Кубань или Придонье, кто бывал там или пролетал, поймет меня. Ну а при снижении — домики сел и хуторов с красной черепицей, а потом кварталы и мосты Белграда — вид прекрасный. Здравствуй, Сербия!
Белград встретил душной жарой +33 и палящим солнцем (в середине мая), что после наших и московских +10 было жестковато. После расселения в гостинице (в составе достаточно современного комплекса, вполне приличного, с полным набором функций и услуг) направились на работу, сначала в офис компании к шефу, потом на завод.
Сразу же бросились в глаза приветливость и радушие людей, не важно, кто они и где. Везде. Натужности как в наших конторах (где всех давно натаскали, но все равно искренней радости клиенту/гостю не чувствуется, если ты, конечно не большой и важный начальник) нет и в помине. Вспоминаются Болгария и Лондон (в последнем случае вообще — тот, кому наступили на ногу, извиняется перед наступившим, абсурд по-нашему). Но вежливость в Англии несколько бесстрастная, абстрактная какая-то, у южных славян все живо и как-то искренне. Это — бесспорное утверждение.
Вторая бесспорная вещь — отношение к русским вообще. Даже, несмотря на все негативные моменты новейшей истории России, нас выделяют, относятся к нам как братьям, это — несомненно. С Российской Федерацией, с В.В. Путиным и Д.А. Медведевым связывают свои надежды многие и многие сербы различных социальных слоев. Большинство населения верит в Россию, в союзническую помощь, в перемены к лучшему. Ведь действительно, оказавшаяся в окружении католиков и мусульман Сербия, измученная распадническими войнами последних лет, на обломках замечательной Югославии, даже в условиях стремления руководства в Евросоюз, может надеется только на нас. А мы на неё, т.к. у сербов нам, русским, есть чему поучиться. Жизнь на мировом сквозняке, по словам самих сербов, не сулит спокойствия, что и подтверждается всей историей страны и столицы, Белграда. Городу почти две тысячи лет, с момента основания римлянами крепости на высоком берегу стрелки Савы и Дуная (красивейшее место!), кого здесь только не было… По сути, даже исторического ансамбля нет, т.к. слишком много разрушений нес почти каждый новый завоеватель или правление. От печальных событий 1999 года осталось в городе несколько зданий с повреждениями от попаданий американских ракет, что-то вроде Волгоградского Дома Павлова — живая память. Впечатление тяжелое: в конце ХХ века бомбить столицу европейского государства «высокоточным оружием», нечаянно при этом попав в посольство Китая и убив нескольких дипломатов, стерев несколько ключевых промышленных предприятий страны, цинично испытав на славянах новые виды оружия, в.т.ч. «с низким содержанием урана», призывая всех к демократии. Люди не забыли ужас бомбежек и гул американских стелсов. Поэтому визит г-на Байдена в Сербию, остановившегося как раз с нами по-соседству, в отеле Хайат (буквально на следующий день нашего приезда) вызвал необходимость таких беспрецендентных мер безопасности. Город был в течение суток практически парализован — все перекрыто, в гостиницу мы добрались около 24-х часов, благо на работе нужно было задержаться. Просочились слухи, что все-таки кто-то попытался что-то сделать с данным политиком, но был обезврежен, не знаю, как этому верить. Американцев здесь не любят, это — факт.
К настоящему моменту Боеград (так называется город по-сербски) — сплошная эклектика. Есть кварталы с типично европейским укладом, широкие запруженные транспортом проспекты, торговые и развлекательные комплексы. Есть старые центральные районы с правительственными и посольскими зданиями, министерствами. Есть откровенные трущобы (преимущественно с цыганским населением), есть узкие мощеные улочки, в наличие замечательные парки (в которых можно слушать живую музыку местных оркестров и гулять с детьми) и уличные кафе в парковых зонах, вдоль набережных (в том числе и на воде, т.н. «сплавы») с замечательной кухней.
Третья аксиома — действительно отличная национальная кухня, основы которой:
— мясо (говядина и свинина) со всяческими овощами, соусами, гарнирами;
-сливовица (национальная самогонка из сливы и их разновидности из айвы — «авв», из груши, дыни и т.п.).
По урожайности и вкусовым качествам местные сливы — одни из лучших в мире. Ну и, конечно, размеры порций — сказать, что огромные — означает не сказать ничего. Люди, бывавшие в Канаде и США, говорят, что там все-таки меньше. При этом ни пьяных, ни толстых на улицах и в заведениях мы не видели. Очень вкусный хлеб, душистый ароматный, разнообразный по внешнему виду и по вкусу. Очень вкусные десерты, мороженое. Т.к. рабочий день в Сербии до 15-30 (это оказалось правдой), то и всегда есть смысл в хорошую погоду (а она редко бывает плохой) оказаться с коллегами и семьями в кафе и ресторанчиках и сидеть, жуя что-нибудь вкусненькое, оживленно беседуя под кофе. В стране в ходу кофе (называют здесь — кАфу), чай — только в пакетиках и не такой вкусный, как все остальное, что несколько разочаровывает. Натурального вкусного чая нет. Нет рыбной культуры (даже как у нас). Т.е рыбу, конечно, продают и лососевые в супермаркетах, и местную из Дуная и горных речек. И подают в ресторанчиках — очень вкусно. Но отношение другое. Так сотрудники всего офиса недоуменно шептались, что русские «сырую рыбу едят», когда один коллега умудрился вяленую рыбку с Родины подтянуть.
Четвертое наблюдение — сербы очень спортивный народ. В городах масса велосипедных дорожек, пунктов проката инвентаря, много стадионов, полей для гольфа, площадок для баскетбола и для просто любых подвижных игр, кортов. В выходные и по вечерам все, от мала до велика, семьями и поодиночке бегают, катаются на роликах, велосипедах, занимаются гимнастикой и футболом. Жаль только, что реки (по крайней мере, в Белграде) Савы и Дунай загрязнены в такой степени, что даже нам, выросшим на Иртыше, лезть купаться в них не хочется. Сказывается и протяженность водных артерий, и густота населения — Европа все-таки, и отсутствие местных законов по природоохранным зонам, аналогичных нашим. Да еще обилие плавучих домиков по берегам, в которых можно жить (т.к. все есть), многие из них, по сути — плавучие виллы. На окраине столицы есть парковая зона с отличным озером, организованным из старицы Савы, несколько км в длину и шириной метров 200-300 с чистой водой и отличными пляжами по обоим берегам. Есть абсолютно все, что нужно большинству горожан (без жлобства), все бесплатно и очень культурно. Что-то вроде смеси наших Зеленого острова и Чернолучья. Вот где замечательно можно проводить время с детьми и с друзьями. Забота о здоровье нации налицо, отсюда и ощутимые спортивные успехи сербов, особенно с учетом населения в 8 млн., меньше, чем в Москве.
Пятое наблюдение — музыкальность народа. Играют и поют очень многие. Все, что угодно. По вечерам в клубах — джаз, фольклор, классика. Все задорно и на очень приличном уровне. В Белграде и в Нови Саде частые гости — мировые знаменитости эстрады, рока и прочих популярных жанров. Многие сербы знают песни на русском языке, что греет действительно по-братски.
Язык — выдаёт наше с сербами родство с ног до головы. Через несколько дней начинаешь в потоке различать слова и понимать общий смысл говоримого. Например, «позор» или «позорище» — спектакль, театр, представление — от общего слова «внимание». Или «вредность» — выгода, прибыль. Вот и думайте, что к чему… «Други, друг» — другой, в смысле враг. А вот друг будет «друже». «Молим» — просим, пожалуйста. Примеров — масса. Буквы — прямо старославянская азбука, кириллица изначальная. Пишут они так, как слышат. Это — принцип сербского («серпска») языка. С недавних пор наряду с кириллицей была официально введена латиница. Что, конечно, удивительно. Бывает, читаешь документ, сначала на одном алфавите, а заканчивается он на другом. Забавно, хотя и грустно…Политика. Кстати, в школах, пусть в меньшей мере, но по-прежнему изучают русский . Многие по -русски понимают, но не говорят. Говорят люди пожилые и средних лет, еще социалистического периода. Чем моложе, тем меньше русского и больше английского. Считается хорошим тоном знать английский, как правило, это необходимо для получения нормальной работы. Европа.
Самое главное, что нужно отметить. Православие! Вера! То, что в стране не прерывалась связь поколений, и не было нашего разгула атеизма, видно невооруженным глазом. В гостиничном номере в тумбочке лежит Новый Завет на сербском и английском. В кабинетах руководителей низшего и среднего звена — иконы Спасителя и святых (там, где у наших — портреты совсем другие, иллюстрирующие преданность нынешнему режиму и т.п.). Национальный характер, черты которого: стойкость, дружелюбие, открытость и искренность, отсутствие жадности в любых самых его завуалированных проявлениях, отсутствие суеты и нервозности (столь свойственных нам, россиянам) говорят о понимании истинных ценностей. Их отношение к браку, семье и детям абсолютно правильное. Что первично, что вторично, а что вообще не нужно человеку — все понимаемо.
В городе и в стране много храмов. Даже на территории одного из заводов, опасного производственного объекта (30 км от Белграда), находится храм 15 века, в который ходят и работники, и прихожане из окрестностей. Оказывается, предприятие разрослось и заняло часть земли, принадлежащей местной епархии. Что делать? Решение простое — оставить все как есть, а в заборе сделать калитку. Как просто и спокойно. Власти все понимают. Никто не проникает на завод дальше храма и не бродит по территории. (После анализа ситуации на предприятии мы были сильно удивлены тем, что при такой достаточно нестройной системе управления предприятием отсутствуют крупные ЧП, неизбежные согласно Российской и мировой статистике). Мне было негромко сказано, что Бог хранит людей и завод. И в это охотно верится.
Руководители завода время от времени тоже заходят сюда, молятся и ставят свечи. Старинные иконы, образа, мощи, иконостас, кресты — тихо, спокойно, прохладно. Местный батюшка, радушный и молодой, узнав во мне русского, попытался угостить меня кофе или сливовицей, но был вынужден отступить, выслушав мои аргументы (работа, совещания и т.п.). Интересно, что в Сербских храмах принято жертвы и требы (деньгами) оставлять у икон, либо в особых ящичках совершенно самостоятельно. Так же как и рассчитываться за свечи, книги и проч. Лежат ценники (недорого очень) и сами предметы — подходи, бери, что твоей душе нужно.
Кстати, свечи (жертву) принято ставить не в подсвечники и в кануны, а в специальные лотки по краям храмов, в песок или в мелкие камушки, иногда покрытые слоем воды. Эти лотки оборудованы вытяжкой. Все продиктовано мерами противопожарной безопасности, что в принципе оправдано в условиях жаркого климата. Вообще противопожарная безопасность здесь на необычайной для нас высоте: огнетушители, памятки, техника, сигнализации, учения населения, навыки. Все-таки тренеры у них были слишком серьезными — в последний раз сербы тушили свои города и промышленные объекты под ракетами очень долго, мужественно и упорно, чем смогли значительно сократить ущерб.
Самое высокое здание в столице Сербии — храм св.Саввы (по — сербски «святи аввы»), самый большой храм на Балканах, высотой 70м. Его характерный византийский купол на возвышенности виден практически из всех уголков Белграда. Вот и открывающийся вид из окна гостиницы — панорама скверов и парков, набережной реки аввы и мостов, кварталов за рекой, старинной крепости Калемегдан в устье, содержит украшение — характерный силуэт, напоминающий Софийский собор бывшего Константинополя-Царьграда (нынешнюю центральную мечеть Стамбула).
Сам храм вблизи оказался действительно грандиозным, но находящимся на реконструкции, что впрочем, не мешает посещению прихожан и туристов. Делегации иностранцев (в основном пожилых людей) идут одна за другой. Видно, как те же американцы притихают, подбираются, а подвижные японцы остепеняются, заходя внутрь просто от самой атмосферы и от красоты выставленных для прихожан святынь.
Рядом с реконструируемым (в 50 м) находится действующий центральный храм (тоже св.Саввы), сопоставимый по объему с нашим Успенским собором, но кажущийся из-за соседства с исполином достаточно небольшим. Мне посчастливилось побывать на праздничных службах три раза: в том числе на праздниках Мефодия и Кирилла, Вознесения Господня, Святой Троицы. Такие праздники и где — на Балканах! Каждый раз я испытывал душевное потрясение. Скажу честно, всякий раз после буквально нескольких минут литургии слезы наворачивались у меня на глаза и в таком состоянии душевного восторга и трепета я находился до самого окончания. Иногда просто еле сдерживая себя, чтобы не уреветься. И уверяю вас, я был не один такой.
Полный храм народу, тем не менее, воздуха и света достаточно. Все как у нас, в России. Но есть несколько различий, даже каких-то полутонов. Внутренне убранство выглядит несколько иначе, фрески колоритные более насыщены цветом (позже прочитал про расцвет сербских росписей в 13-15 веках) по сравнению с нашими (теми, что я видел у нас, а видел я далеко не все). Так же в храме на заводе свечи ставятся не в подсвечники, а в лотки, заполненные на несколько см водой. Много женщин с непокрытыми головами.
Все очень живо, искренне, горячо. Прихожане (большинство) практически всю службу поют вместе с хором, в едином порыве. Много детей (в Сербии вообще детей везде с собой берут, такое впечатление сложилось). Хорошие лица. Сербы «Отче наш» как и мы поют, а вот «Символ веры» читают хором, в полной тишине, очень четко. Интересно. Добавляет красок местное произношение знакомых слов, придает колорит отсутствие в сербском звука Е, у них все — Э. «ИзволитЭ, ВкуситЭ, ПриидЭт». Так как заканчивалась Пасха, очень интересными по звучанию были главные для православных всего мира слова: «Христос ВаскресЭ » — «Воистину ВаскресЭ».
Про хор вообще отдельно стоит сказать. Когда-то побывавшие на литургии в Царьграде наши любимые, но дикие предки, были поражены до глубины души и со словами: «Не поняли даже, где мы находились, на Небесах или все же на земле» достаточно быстро определились с выбором религии. Кроме убранства, грандиозности Софийского собора и всей церемонии, думаю, не меньшее воздействие на них оказали песнопения. Так же и я от услышанного был просто в тихом глубоком восторге (нет, слова не точны). Участие хора в службе, само его звучание заставляли душу действительно отойти от всего суетного и земного, «отложить попэчэнийэ» — Херувимская песнь была просто грандиозной! И так все три раза. Причащающихся было всегда много и порядок был единым: взрослые мужчины, женщины и затем дети. Нужно отметить, что уста после причастия там вытирают не алтарники, а сами вкусившие. Проповеди были замечательные (еще бы все понимать), но к третьему разу уже кое-что начинаешь улавливать, не только «Дорогие братья и сестры!». Литургия в честь Кирилла и Мефодия закончилась гимном «Серпска слава», очень сильным произведением, исполненным совместно всеми православными сербами в храме. Душевный подъем и единение. Вообще история Сербии, как я понял, и история православия Сербии — это фактически одно и то же. Прекрасные фрески и росписи в храмах, изображающие сербских вождей, царей, князей, воинов — защитников веры, мучеников, причисленных к лику святых, об этом ясно свидетельствуют. Так же как и отлично изданные праздничные издания книг об истории православия в Сербии и о Косово и Метохии в офисах работников компании… Это что-то! Испытания, выпавшие на долю этого народа, просто невыносимые условия жизни в условиях гонений, притеснений и предательства сплотили народ невероятно. Господь в течение веков собирал эту жатву и отделял зерна от плевел. Впечатления от первой же службы — этот народ поработить, в принципе, нельзя — такое душевное здоровье и сила исходит от людей.
Храм наполнен старинными иконами Спасителя, Божией матери, многих святых, сербских и русских, в том числе Серафима Саровского, которого здесь очень почитают, так же как и Ксению Петербуржскую. Кстати, замечательный собор в старой части города определен именем нашего любимого Александра Невского. Единство Церкви — налицо. После службы — очереди желающих прикоснуться к святыням. Однажды одна пожилая и, видимо, очень набожная сербская бабушка наглядно стала мне объяснять о неприятии касания лбом икон после поцелуя. Как я понял из соображений гигиены, дни стояли жаркие. Мое недоумение стоявшие рядом люди развеяли, очень тактично, и по отношению ко мне, и к бабушке. Что мол, предрассудки. В общем, бабушки везде одинаковы… Сразу после служб начинаются обычные дела: крещения, венчания, отпевания, молебны и т.п. Причем народ подходит уже далеко не простой, все-таки центральный столичный храм, но даже у родовитых и выдающихся сербов в глазах та же искренняя вера во Христа и те же обычаи обняться или взяться за руки вкруг во время священнодействий, что и всех остальных. Так же с детьми на руках и поддерживая своих стариков. Здорово!
Впечатление от страны, от природы, от народа, от уклада жизни, от простоты, отшлифованной страданиями многих поколений, от характера и души самой Сербии — самые положительные. В путеводителях обычно о таком не пишут, по ТВ отразить сложно, это нужно прочувствовать лично. Именно это вспоминается, а не отдельные негативные моменты (очень редкие). Дай Бог нам с вами, дорогие сограждане, быть всем такими же преданными своей Родине, и так верить в Господа как жители этой маленькой страны. Как хорошо, что это наши братья! Все это мне напомнило о любви с первого взгляда. Мне показалось, что я влюбился. В страну, так похожую на Россию и так намного искреннее и светлее нас.
Храни, Господи, державу Сербскую и Русскую!
Юрий Бахмат.