О Белградской Филармонии из первых рук.
Елена Милашинович, PR-менеджер Белградской Филармонии, работает здесь уже пять лет. Казалось бы, всё тайное для неё давно уже стало явным, а волшебство растворилось в повседневной рутине. Но не тут-то было! Елена по-прежнему ощущает себя причастной к Большой Музыкальной Тайне! В чём мы и убедились, когда попросили её ответить на несколько вопросов для читателей портала SerbiaOnLine.
«Филармония у страны должна быть обязательно, как полиция или банк…»
Белградская Филармония родилась 13 июня 1923 года, когда состоялся первый концерт оркестра, состоящего из музыкантов Оперы Народного театра. За дирижёрским пультом тогда стоял Стеван Христич – её основатель и директор. Нашей Филармонии пришлось переживать разные времена. Можно сказать, что она была с Сербией и в горе, и в радости…
В 2001 году произошла настоящая смена поколений. Сейчас «начинающие музыканты начала XXI века» переживают свой творческий рассвет. Средний возраст исполнителей – 41 год. Время надежд, планов и свершений…Но когда их путь в Филармонии только начинался, не всё было столь радужным. И пусть вопрос «Нужно ли нам сжечь Белградскую Филармонию?», который некогда озвучил директор господин Тасовац, звучал, скажем так, смешно, горечи в нём было намного больше.
Филармония у страны должна быть, как полиция или банк. Она необходима, она часть многовековой культуры и наследие её лучших представителей. Но Филармония без зрителей – это буквально звук никуда. Поэтому главной задачей было вернуть людей в зал.
«Музыкантов на сцене было больше, чем зрителей в зале…»
Вы не поверите, но несколько лет назад интерес к Филармонии был намного меньше. Поэтому сейчас всех обладателей постоянных абонементов на наши концерты мы знаем буквально по именам. Мы одна большая семья!
Много дала и провокационная рекламная кампания. Чего только стоило появление музыкантов на улице Страхинича Бана, где в кофейнях собирались представители нового «золотого» класса. Виртуозы во фраках исполняли несколько музыкальных номеров, а потом, под аплодисменты «зрителей поневоле», разворачивали плакат: «Спасибо, что не приходите!»
Или вспомним объявление в одной из популярных газет: «Национальный оркестр Белградской Филармонии, с восьмидесятилетней традицией и богатым репертуаром, играет недорого. Поспешите и по специальным ценам украсьте своим родным незабываемые мгновения: венчания, Славы, кристины, дни рождения, разводы, похороны… Предлагаем и отдельные пакеты для инаугураций. Оркестр свободен каждый день, кроме пятницы, когда играет на Коларце. Есть все необходимые костюмы»
Какие мысли должны были вызвать все эти акции? Хорошо, что мы не ошиблись в наших зрителях! И если раньше, по выражению нашего директора Ивана Тасовца, музыкантов на сцене было больше, чем зрителей в зале, люди стали возвращаться. Прежде всего те, кто понимал, что Филармония – это не просто любимая классическая музыка, но часть национальной истории, её богатство и гордость.
«Коларац стал для нас маленьким залом…»
Если посмотреть на день сегодняшний, то можно сказать, что мы прорвались. Желающих посетить Филармонию становится всё больше. Программы составляются на годы вперёд, потому что иначе нам не увидеть ведущих звёзд мировой классической музыки. Оркестр Филармонии получил собственный Фонд развития. В этом году мы включили в репертуар репризные концерты по четвергам и стали продавать «стоячие» билеты, чтобы дать возможность прийти новым зрителям.
Сейчас билеты на сезон раскупаются в течение первых трёх недель апреля! Но мы, уважая наших ежегодно приобретающих абонементы на концерты «старых» поклонников, должны думать и о будущих зрителях. Не случайно в Филармонии разработано несколько специальных программ для детей. Мы приглашаем ребят на репетиции оркестра, устраиваем для школьников открытые уроки музыки. И это очень важно не только для Филармонии, но и для Сербии в целом.
Уже совершенно ясно, что Белградская Филармония нуждается в новом концертном зале. Коларац с его 900 мест уже мал для нас. Новый концертный зал должны построить как раз напротив Торгового Центра «Ушче». Мы, можно сказать, «застолбили» это место 25 июня 2017 года, когда состоялся первый концерт под открытым небом — «Пикник с Филармонией». Дирижировали тогда господин Габриел Фелц и специальный гость — господин Зубин Мехта. А в импровизированном «зрительном зале» собралось двадцать пять тысяч человек!
Тот концерт был не просто бесплатным для зрителей. Двадцать тысяч человек приняли участие и в составлении концертной программы путём интернет-голосования. Для нас это серьёзная цифра! «Пикник» стал не просто рекламной акцией и значимой вехой в развитии Филармонии. Он ещё раз напомнил, что нашему оркестру по сути негде выступать! Нет подготовленных и отвечающих всем требованиям такого концерта помещений. Камерным исполнителям гораздо легче, но ведь это не должно быть правилом.
«Как рождается чудо музыки…»
Каждый понедельник в оркестре меняются солисты, за пульт становится новый дирижёр и начинаются репетиции. Каждая концертная пятница — огромный праздник для всех сотрудников, от директора до обслуживающего персонала. Конец рабочей недели мы проводим в радостном возбуждении, как будто все должны выйти на сцену.
В нашем оркестре каждый – индивидуальность и большой талант. Но все понимают, что, если хочешь добиться результата, нужно следовать общей концепции и подчиняться жёсткой дисциплине.В прошлом году, реализуя проект «Театр в Филармонии», мы убедились, что работа актёра и музыканта очень отличаются друг от друга. Приглашённые «глумцы» читали со сцены письма пяти великих композиторов прошлого, которые потом иллюстрировал музыкальными номерами оркестр. И к общей творческой цели мы шли совершенно разными путями: актёры больше импровизировали, искали себя, а музыканты были настроены совершенно по-военному. Видимо, актёрское искусство должно преподнести зрителю индивидуальность таланта, но оркестр – это единый организм, в котором все слушают всех. Иначе это уже не музыка, а какофония.
«Зрителя нужно постоянно удивлять…»
Современный зритель не менее требователен к программе Филармонических концертов, чем десять или сто лет назад. Его нужно удивлять! Именно поэтому у нас появился цикл «Пять элементов»: земля, вода, огонь, воздух… А что же пятый? Любовь? Музыка? Саму Филармония? Ответ можно получить только на концертах.
Мы объединяем в нашем репертуаре то, что, на первый взгляд, объединить невозможно. Например, 2 февраля господин Фелц дирижировал в программе «Дух». Тогда прозвучали «Ученик чародея» Пола Дюка, трио «Призрак» Бетховена, тема из киносериала «Гарри Поттер» Джона Уильямса и «Летучий голландец» Вагнера. Казалось бы, эти четыре произведения вообще не могут стоять рядом друг с другом. Но в интерпретации Белградской Филармонии они столь органично вписались в программу, как-будто были специально для неё написаны.
Мы приглашаем к нам не просто звёзд мировой сцены, но настоящих подвижников классической музыки. В прошлом году зрители Филармонии смогли в буквальном смысле этого слова насладиться выступлением Ксавье де Местра. Он всей душой предан арфе, сам изыскивает музыкальные произведения, написанные для этого инструмента, занимается аранжировкой. Этот молодой музыкант просто вернул арфу зрителям!
«Наш оркестр – поток свежего воздуха на международной сцене…»
Можно сказать, что последние десять лет мир открывает для себя Белградскую Филармонию, а Белградская Филармония познаёт мир. И не просто познаёт, а даёт ему новый импульс для развития классической музыки. В активе оркестра – гостевые балканские туры, большое турне по Италии 2011 года, турне по США, где даже возник Фонд американских друзей Белградской Филармонии.
С особой гордостью вспоминаем выступление в Москве в сентябре 2016 года, когда мы открывали сезон в Консерватории имени П.И. Чайковсого. Тогда дирижёр господин Даниэль Ряскин, который очень много сделал для того, чтобы этот концерт состоялся, сказал: «Мы так не играем!» И это было большим и дорогим признанием самобытности таланта сербских музыкантов.
Конечно, у нашего оркестра есть свои любимые композиторы. Дмитрия Шостаковича, всебалканская премьера Четвёртой симфонии которого состоялась в нашей Филармонии совсем недавно, музыканты любовно называют Шостак, Чайковского – Чайкош. Не менее любим Густав Малер. И, конечно же, мы отдаём должное нашему основателю – Стевану Христичу, а «Охридская легенда» не сходит с репертуара.
«Мы не только уверенно смотрим в будущее, но и идём к нему…»
Сегодня уже можно уверенно сказать, что Белградская Филармония живёт и у неё впереди большое будущее. Наше богатство – зрители. Как я уже говорила, мы одна большая семья.
Наш оркестр не является командой напыщенных снобов. Мы чувствуем зрителя так же, как он чувствует нас. Наша музыка способна творить чудеса, это точно. Зрительный зал попадает под её чарующие звуки, которые возникают благодаря таланту и искусству наших музыкантов. Наш зритель растёт вместе с нами. Интересно наблюдать, как, например, в зале постепенно исчезают джинсы… Хотя музыкантов больше оскорбляет не эта часть одежды, а не выключенный перед концертом мобильный телефон. Но будем надеяться, что и это останется в прошлом…
Беседовала Вера Соколова.
Спасибо Тихомиру Войновичу за организацию интервью.