Народные промыслы

Сербия – страна крестьян и ремесленников. К сожалению, мир на этой земле никогда не задерживался надолго. Войн, лишений и страданий пришлось на долю народа куда больше, чем дней тишины и спокойствия. Видимо, именно поэтому здесь до сих пор так высоко ценят всё, что связано с национальными обычаями и повседневным бытом. Держаться корней – означало выжить вопреки всему и не исчезнуть с лица земли под напором очередных завоевателей. В Сербии практически в каждом местечке работает собственное «културно-уметничко друштво» (КУД), то есть общество любителей фольклора. Народные песни и танцы из самых разных районов Сербии с любовью собираются и получают новую жизнь уже в нашем столетии. Фольклорные концерты и фестивали здесь многочисленны  и посещаемы людьми всех полов и возрастов.

Сербские КУДы часто отправляются с концертами в разные точки земного шара.И гостей со всех континентов они принимают у себя постоянно. Удивительно, но народные песни в стране чуть ли не более популярны, чем современная эстрада. У нас часто вызывает улыбку «Калинка-малинка», которую сербы так любят пускать «приветственным фоном» на соревнованиях с участием российских спортсменов. Сами сербы искренне считают, что лучшим подарком дорогим гостям всегда является народная музыка. А наша «Калинка» для них – самая что ни на есть русская  песня, настоящий народный гимн. Желание сохранить каждую частичку своей повседневной истории, заставляет простых людей собирать настоящие мини-коллекции из национальной одежды, предметов быта, ремесленных станков и инструментов, открыток, писем и т.д. Многие из них становятся частными музеями. Сейчас таких собраний в Сербии насчитывается около девяноста, причём большая часть – именно этнографические коллекции. Они выставляются либо при туристических центрах типа этно-сёл, либо в семейных сельских домах или даже городских квартирах.

Местные туристические организации особо заинтересованы в оказании помощи таким коллекционерам. Их берут под покровительство, приглашают гостей со всего мира посетить домашние музеи. Не последнюю роль в этом деле играют и местные Союзы и Ассоциации старых ремёсел. Их основная задача – сохранить всё, что связано с народными «занатами». Союзы гончаров, ткачей, плетельщиков, столяров-краснодеревщиков, мастеров по изготовлению народной одежды и т.д. в Сербии достаточно многочисленны. И их продукция по-прежнему пользуется спросом не только среди туристов. Нет ни одной сербской хозяйки, на кухне которой не нашлось бы глиняной посуды для приготовления традиционных национальных блюд. Нет дома, в котором отсутствует вышитая местными умельцами скатерть или постельное бельё. На каждом празднике до сих пор можно увидеть одетых в народные костюмы людей всех возрастов.

В Сербии принято несколько законов, призванных сохранить старые ремёсла. Мастерская, претендующая на звание «народной», должна пройти соответствующую сертификацию, и сделать это не так-то легко. Государством предусмотрены различные меры поддержки этно-мастеров. Они связаны, прежде всего, с материальной помощью и налоговыми послаблениями.  Сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что будущие поколения этой замечательной балканской страны будут знать о гончарном круге, домашнем ковре-чилиме или опанках не только по картинкам из учебников. Такие музеи есть самая настоящая машина времени, которая переносит нас в прошлое. Не в выдуманное, а в самое настоящее, где жили конкретные люди, пользовались всеми этими предметами, работали, отдыхали, ели, спали, воевали, проще говоря – жили.

Этот загадочный чумур

%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%b5%d1%81%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%83%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c

Сербия–страна роштиля и поросёнка на вертеле. Для приготовления такого количества печёного мяса нужно  очень много древесного угля.  В Сербии уголь производят каменных печах — чумуранах, от слова чумур — уголь. Сербский  уголь даже идёт на экспорт. Есть села, которые живут только этим ремеслом. Для некоторых это единственный источник дохода.  Разжигаются со стороны топки и начинается сложный многостадийный процесс пиролиза — горения без доступа кислорода. Чумурану складывают из самодельных глиняных кирпичей. Сбоку есть низенький вход, который на время горения закрывают. Через верхнее отверстие чумурану под завязку наполняют дровами — вниз идут мелкие, а наверх самые крупные. Дрова не какие попало, а буковые (дубовый уголь «горчит», а берёзовый «коптит») загружаются сверху. Дальше остаётся дрова поджечь, а отверстие замазать. Для хорошего угля подходит только бук (дубовый уголь «горчит», а берёзовый «коптит»). Для превращения дров в качественный уголь нужно пять-семь дней горения. Потом ещё столько же ждать, пока остынет. За один тур можно получить до полу-тонны угля. Производство угля дело очень тонкое: сама печь, если не соблюдать тепловой баланс может легко взорваться


Музей липицанеров и конных экипажей в Келебии

1-%d0%ba%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b8%d1%8f

Белград – 198 км., Суботица – 9 км. Знаменитая Келебийская конюшня – это настоящий туристический центр, расположенный всего в 500 метрах от границы с Венгрией. Он может похвастаться не только чистокровными липицанерами, но и прекрасным музеем конных экипажей. Богатая фото экспозиция даёт обширное представление об истории коневодства в Воеводине. Главное, что лошадей можно увидеть не только на картинках. Конюшня открыта для посетителей. Здесь работает школа верховой езды, часто устраиваются конные представления. А разобравшись, чем отличается фиакр от «кочии», вполне можно выбрать себе экипаж по вкусу и отправиться на прогулку.


Этно-музей в Майкином салаше

2-%d0%bc%d0%b0%d0%b9%d0%ba%d0%b8%d0%bd-%d1%81%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%88

Белград – 150 км., Суботица – 9 км. Майкин салаш (Мамин хутор) – одно из мест в Воеводине, где удалось почти полностью сохранить сельский дух и атмосферу XIX века. В местном этно-музее представлены мебель и предметы быта того времени. Экскурсию сопровождает аутентичная музыка. Знакомство с историей и традициями паннонского края можно продолжить в этно-ресторане, где вам предложат блюда национальной кухни. Интерьер ресторана тоже напоминает музей. Часы, гобелены, мебель, посуда — всё напоминает о размеренном быте старого воеводинского села. Для детей предусмотрена специальная игровая площадка. Салаш открыт для посетителей с 12.00 до 22.00.


Дом старых ремёсел в Сенте

3-%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b0

Белград – 162 км., Новый Сад – км.  Арпад Пеце из Сенты превратил свой дом в музей старых ремёсел, где сохранил большое количество разнообразных машин и инструментов. В общей сложности, Арпад спас от забвения около двадцати различных мастерских. Большая часть коллекции находится под крышей, но много экспонатов выставлено и под открытым небом.  Его музей открыт для посетителей от марта до ноября. Свою коллекцию Пеце собирает с 1985 года. Сейчас она представлена десятью тысячами различных предметов. Гости также могут попробовать себя в качестве портных, кузнецов или, в буквальном смысле этого слова, начать вить верёвки. Причём в их распоряжении будут инструменты исключительно XIX – начала XX веков.


Ткацкая мастерская шёлковых тканей в Бездане

4-%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%b0%d0%bd

Белград – 199 км., Сомбор – 18 км. Ткацкая мастерская в Бездане находится под защитой государства как памятник культуры исключительного значения. Здесь до сих пор производство жаккардовых тканей осуществляется исключительно вручную на деревянных станках 1871 года с системой перфокарт. Всего в мастерской их восемнадцать. Состав ткани тоже выверен: 49% хлопка и 51% натурального шёлка. Скатерти, салфетки, постельное бельё местных мастеров высоко ценятся. Для всех желающих организовываются часовые экскурсии в «ткачницу».  Здесь не только расскажут об истории ткацкого ремесла, но и подробно объяснят технологию ручного производства жаккарда, как это делали ещё наши прабабушки. Здесь же можно приобрести продукцию мастерской и сувениры. Можно предварительно заказать экскурсию.


Дом-музей «Мали Бодрог» в Бачком Моношторе

5-%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b8-%d0%b1%d0%be%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b3

Белград – 192 км., Сомбор – 12 км. Мали Бодрог – типичный моношторский дом, построенный около 150 лет назад. Это так называемая «куча од набиенице». Во время строительства стен слои земли максимально уплотнялись, обкладывались высушенными на солнце кирпичами и укреплялись при помощи деревянного каркаса из переплетённых ветвей. Связующим материалом служила глина. Крышу покрывали тростником. Внутреннее убранство дома состоит из аутентичной мебели и предметов обихода. Всё, что вы увидите в старых комнатах, сделано из материалов, которыми богаты окольные леса. Владельцы дома, семья Анталовичей, превратили в этно-уголок и двор перед ним. Здесь можно увидеть старый колодец и летнюю веранду-«летниковац». О своём визите необходимо сообщить заранее.


Арт Салаш Вишинка

6-%d0%b0%d1%80%d1%82-%d1%81%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%88

Белград -183км. Арт Салаш Вишинка находится в 5 км от Сомбора в посёлке Градина. Найти его легко: рядом проходит велосипедная дорожка «Паннонский путь мира», а недалеко расположен Великий бачский канал. Сам дом был построен в 1925 году. В 2007 году его отреставрировали и превратили в картинную галерею. Художник Йена Вишинка собрала здесь прекрасную коллекцию расписанной вручную мебели, сувениров и, конечно же, картин. Пока родители знакомятся с экспозицией, дети могут вдоволь наиграться на площадке. О своём визите необходимо сообщить заранее.


Музеи табака и кузнечного дела в Телечке

7-%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d1%87%d0%ba%d0%b0-%d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d0%ba

Белград – 185 км., Сомбор – 22 км. Недалеко от Сомбора находится знаменитое село – Телечка. Свою известность оно получило благодаря находящимся здесь трём частным коллекциям. Две из них, музей табака и музей кузнечного дела, расположены в доме Иштвана Ковача. Музей табака — единственный в Европе. Семья Ковач занимается его производством уже больше ста пятидесяти лет. Многие экспонаты музея имеют тот же почтенный возраст. Здесь можно увидеть и инструменты, и то, что с их помощью получают в итоге – сигареты, сигары, духи, клей, тональный крем для тела. Хозяин дома подробно расскажет о выращивании табака и его обработке. Откроет секреты табачной парфюмерии и косметики. Здесь же можно приобрести продукцию из местного «дувана». В музее кузнечного дела воссоздана мастерская начала прошлого столетия. В то время это была настоящая маленькая фабрика. Все инструменты подлинные.


Музей часов и антиквариата в Телечке

8-%d1%82%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d1%87%d0%ba%d0%b0-%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%8b-%d0%b8-%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b0%d1%82

Белград – 185 км., Сомбор – 19 км. Музей часов и антиквариата находится на другом краю села Телечка. Сейчас здесь можно увидеть около двухсот настенных, каминных, карманных, настольных и наручных часов. Самый старый из представленных механизмов предназначался для путешественников и был изготовлен во Франции в 1790 году. Удивительно, но уже тогда он был снабжён будильником.  Помимо часов, в коллекции хозяина музея Йожефа Пеича есть масляные лампы, расписанная вручную посуда, антикварные кошельки, книги, иконы, молитвенники и т.д. Музей открыт для посетителей каждый день с 14.00 до 18.00.   Если вас устраивает другое время, необходимо договориться с хозяином музея заранее.


Этно-музей в Купусине

9-%d0%ba%d1%83%d0%bf%d1%83%d1%81%d0%b8%d0%bd%d0%b0

Белград – 192 км., Сомбор – 12 км. Купусина – это посёлок в общине Апатин Западнобачского округа. Он расположен точно на полпути между городами Апатин и Сомбор.  Купусина знаменита двумя яркими народными праздниками. Весной отмечают «Фаршанг» (что-то вроде русской Масленицы). А осенью приходит время «Купусинских свадеб». Последние интересны не только местными обычаями, но и яркой традиционной одеждой молодожёнов. Местный этно-музей тоже уникален. За последние двадцать лет здесь было собрано множество экспонатов из жизни воеводинских венгров в XIX и XX веках. Расположился музей в центре села, в здании бывшей школы. Все экспонаты – от мебели до одежды, родом из окольных сёл. Чаще всего они просто дарились музею местными жителями. Особенно интересна девичья (чистая) комната. В ней собрана мебель традиционного «купусинского голубого цвета». Гости могут заглянуть и в сундук с приданым, который датируется специалистами 1817 годом. Помимо девичьих покоев, в музее представлена венгерская кухня с мебелью и посудой позапрошлого века, а также аутентичная старая печь с плитой. О своём желании посетить этно-выставку, необходимо сообщить заранее.


Музей мёда в Сремских Карловцах

10-%d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9-%d0%bc%d1%91%d0%b4%d0%b0-%d0%b2-%d1%81%d1%80-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%bb%d0%be%d0%b2%d1%86%d0%b0%d1%85

Белград – 73 км., Новый Сад – 15 км. Семья Живанович из городка Сремски Карловцы занимается пчеловодством уже почти два века. Профессор Карловачкой гимназии Йован Живанович (1841-1916) технологию производства мёда перенял у лучших немецких специалистов и довёл до совершенства. Сейчас семейное дело перешло в руки его правнука. Жарко Живанович превратил свой дом в настоящую машину времени. Уже рядом с калиткой вас встретит двухсотлетний дуб, официально считающийся памятником природы. Экспозиция семейного музея рассказывает об истории пчеловодства в Воеводине, начиная с XIX века. Одним из самых удивительных и красивых экспонатов является улей в виде церкви, изготовленный в 1880 году. Помимо мёда, Живановичи занимаются ещё и производством вина. Винный погреб – тоже настоящий исторический памятник. Каменные стены, земляной пол и дубовые бочки с ценным напитком надолго останутся в памяти. О своём визите необходимо сообщить заранее.


Этно-музей в Перковом салаше

11-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2-%d1%81%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%88

Белград – 77 км., Новый Сад – 28 км. Перков салаш находится на южных склонах Фрушкой Горы. Хозяева хутора собрали большую коллекцию предметов старины. В домашнем музее можно увидеть ярмо, телеги, плуги, ткацкие станки, деревянную мебель, зеркала. Особой гордостью владельцев является постельное бельё, вышитое вручную ещё два столетия назад. Вам не только покажут, но и расскажут, как жил крестьянин сто-двести лет назад. Прекрасным дополнением к экскурсии послужит посещение семейного ресторана, где предлагаются аутентичные блюда и напитки. Здесь вы не найдёте ничего фабричного — все продукты исключительно из хуторских погребов. Гостей ждут в любой день недели, кроме понедельника, с 11.00 до 20.00.


Частный этно-музей Светислава Чупича

12-%d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9-%d1%87%d1%83%d0%bf%d0%b8%d1%87%d0%b0

Белград – 80 км., Новый Сад – 60 км. Этно-хозяйство «Ходжайский дракон» принадлежит семье Чупич. Оно находится на правом берегу реки Сава, вблизи региональной дороги  Митровица-Шабац. Здания стилизованы под средневековые башни или построены в мачванском стиле из кирпича и дерева. Крыши покрыты серой черепицей, называемой в народе перцем. В небольшом домике разместилась выставка народной одежды Мачвы. Занавески на окнах, скатерти и покрывала на скамьях тоже родом из этих мест. В помещении, где находятся печи, можно увидеть кухонную утварь и посуду, которую традиционно использовали сербские селянки. На втором этаже семейного дома поместили выставку работ местных художников, личные вещи семьи Чупич, которым не один десяток лет, и экспозицию, посвящённую воеводам Первого антитурецкого восстания. Домашний музей Светислава Чупича в полной мере отражает широту исторических и этнографических интересов его хозяина.


Музей хлеба Еремия

13-%d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9-%d1%85%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b0-%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b8%d1%8f

Белград – 44 км. Сербский музей хлеба в селе Печинци был основан в 1995 году. Он стал результатом многолетнего интереса художника Еремии к истории и культуре сербских хлеборобов. Часто отправляясь в путешествие по Сербии, мастер не только посвящал время рисованию с натуры, но и покупал предметы, имеющие большую этнографическую ценность. Это были орудия труда, машины, посуда и т.д. Сейчас его музей насчитывает две тысячи различных экспонатов. Здесь можно проследить весь путь хлеба – от зерна до каравая. Это не просто повествование из области биологии, а интереснейший рассказ о людях, их традициях и обычаях. И, конечно, об огромном символическом значении, которое всегда имел хлеб. До экспонатов можно свободно дотронуться. Многие механизмы работают до сих пор, что и демонстрируется посетителям музея. Всего здесь представлено три большие экспозиции: этнографическая, археологическая и художественная. Рядом с музеем находятся действующая печь-фуруна, очаг и церковь, посвящённая хлебу. Музей открыт в субботу и воскресенье с 10.00 до 17.00.


Музей опанчарства в Раковице и личная коллекция Желько Утвара

14-%d0%be%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b8-%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%86%d0%b0

Белград  (центр) — 15 км. Музей опанчарства был открыт 1 октября 2015 года стараниями Национальной ассоциации ремесленников «Наши руки». Сейчас здесь представлено около ста пар национальной сербской обуви из кожи. Опанки носили до конца Второй мировой войны даже жители Белграда. Во времена Югославии это была любимая обувь для детей. В музее можно увидеть как простейшие опанки на тонкой подошве, которые носились не больше месяца, так и дорогую продукцию сербских мастеров, которая когда-то продавалась в Вене и Париже. Сейчас в Сербии осталось всего двадцать пять мастеров-опанчаров. Помимо опанков, в музее представлены народная одежда, ковры-чилимы, корзины, посуда, станки, инструменты т.д. Большую часть коллекции подарил музею архитектор Желько Утвар из посёлка Крняча. В своём доме он содержит собственный музей — больше двух с половиной тысяч экспонатов со всех концов Сербии. Свадебный пояс из Косовского Поморавля соседствует с шумадийской вышивкой, пиротские кувшины – с прялками из Петровца–на-Млаве. Самое старое из музейных сокровищ Желько – это копьё времён неолита. А самое дорогое – шёлковая рубашка, сшитая  нишскими мастерами в середине XIX века. О посещении домашнего музея Желько Утвара можно договориться в Ассоциации «Наши руки».


Гончарная мастерская в Лештанах

15-%d0%b3%d1%80%d0%bd%d1%87%d0%b0%d1%80%d0%b8%d1%8f-%d1%82%d0%be%d1%88%d0%b8%d1%87-%d0%bb%d0%b5%d1%88%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b5

Белград – 19 км. Гончарная мастерская семьи Тошич работает с 1934 года. Первая «радионица» находилась в Белграде под Панчевским мостом. Только в 1980 году уже хорошо известная в столице «грнчария» перебралась в Лештане. В настоящее время мастера предлагают большое количество самой разнообразной посуды, садовой керамики и предметов интерьера. В большинстве своём они созданы человеческими руками, а не с помощью машин.  Некоторые покрыты глазурью, другие сохраняют «первозданный» вид, как будто пришли из глубины веков.  В мастерской и сейчас можно увидеть, как работают на гончарном станке. Вся продукция расписывается также вручную.


Этно-экспозиция при водяной мельнице на Градце

16-%d0%bc%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0-%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b0%d1%86

Белград – 90 км. Водяная мельница на реке Градац – один из аутентичных памятников сербской старины. К тому же, она до сих пор в рабочем состоянии. Здесь и сейчас при желании можно намолоть муки при помощи тяжёлых жерновов, приводимых в движение потоком воды. Именно здесь уже двадцать пять лет работает Сретен Миланович. При мельнице существует интереснейшая этно-экспозиция. Здесь можно увидеть деревянные ложки и вилки, разделочные доски, мебель, различную посуду. В качестве сувенира можно увезти с собой  деревянный меч или булаву. Но основная задача местного экологического союза – это не продажа сувениров, а полное возвращение мельнице её исторического вида.


Музей камня в селе Паштрич

17-%d0%bc%d1%83%d0%b7%d0%b5%d0%b9-%d0%bf%d0%b0%d1%88%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%87

Белград – 91 км., Мионица – 11 км. В 2013 году известный биолог Предраг Пеца Петрович превратил здание бывшей птицефабрики в селе Паштрич в новый музей. Он получил название Музея скал и камней. Эта экспозиция интересна не только просто любознательным посетителям, но и специалистам-геологам. В Паштрич часто приезжают и студенты. Сейчас в музее размещено больше трёхсот различных геологических экспонатов. Идею Петровича о музее поддержали и владельцы частных каменоломен, и хозяева камнерезных мастерских.  Большую научную помощь в организации музея оказал  доктор Иван Филипович. Благодаря ему каждый камень экспозиции имеет соответствующее описание. Интересно, что самые старые экспонаты застали ещё эпоху динозавров. Предраг Петрович выращивает и очень редкие плодовые деревья. Среди них, например, рябина-оскоруша, чьи плоды напоминают маленькие груши. Это дерево растёт очень медленно, но Предраг может похвастаться одним из старейших экземпляров, плодоносящих уже около двухсот лет.


Парк макетов

18-%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%b5%d1%82%d1%8b-%d0%b4%d0%b5%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%86

Белград – 135 км. Под городом Деспотовац, на площади всего в 3 гектара, разместилось двадцать пять макетов храмов и монастырей, каждый из которых ровно в семнадцать раз меньше своего оригинала. Автор и владелец этих работ — Миленко Илич. Парк открыл свои двери гостям в 2009 году. Самым крупным на сегодняшний день стал макет монастыря Велики Дечани: его высота 2, длина – 2,3, а ширина – 1,2 метра. Прохаживаясь по дорожкам, можно не только увидеть очередную жемчужину сербской архитектуры, но и прочесть о ней. Помимо церквей, в этом волшебном городке теперь стоит целое село из традиционных сербских домиков и «чардаков». В планах Миленко Илича довести число макетов монастырей до сорока. Также на очереди водяные мельницы и Белый двор.


Лицидерская мастерская «Бача» в Драгинце

19-%d0%bb%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b4%d0%b5%d1%80-%d0%b1%d0%b0%d1%87%d0%b0

Белград – 130 км., Лозница – 15 км. На берегу реки Ядар, в местечке Драгинац работает необычная мастерская — лицидерская. Лицидер – это, по сути, пекарь. Но он не просто печёт булочки, а создаёт необычайно красивые фигурные пряники («украсни колачи»). Родоначальником всех лицидеров Сербии был Михаль Шмит. Он в 1769 году открыл свою мастерскую в Суботице. А через 165 лет лицидерским ремеслом стал заниматься Петар Паич, дедушка Братислава Паича, нынешнего хозяина мастерской в Драгинце. Лицидерские фигурки – самый популярный сербский сувенир. Тесто для них, помимо муки, мёда и сахара, содержит специальные добавки. Они не позволяют пряничкам испортиться в течение минимум десяти лет. А вот простому прянику-меденяку отпущено всего-то два месяца. Кроме того, лицидерские «колачи» специально подвергаются сушке и со временем становятся ещё твёрже благодаря природной кристаллизации мёда и сахарного сиропа. Однако, при желании, и через несколько лет их можно съесть без вреда для здоровья. Нужно только предварительно фигурку хорошенько намочить. Самое известное творение лицидеров – это сердечко с зеркальцем в середине («лицитарско срце»). «Вот тебе моё сердце, взгляни на него и увидишь, кому оно принадлежит»,- говорил влюблённый юноша своей девушке, вручая подарок. Она, конечно же, видела собственное отражение. Этот обычай существует и сейчас.


Этно-коллекция Драгицы Гайич в селе Дулене

20-%d0%b4%d1%83%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b5

Белград- 139 км., Крагуевац-30 км. Уже сам двор Драгицы Гайич можно назвать музеем под открытым небом. Он не раз получал награды как самое красивое «двориште» Центральной Сербии. Огромное количество цветов и удачно вписавшаяся между ними старая телега  запоминаются надолго. Но главное сокровище Драгицы – её дом, превращённый в мини-музей. Сейчас в нём насчитывается около двухсот различных экспонатов. Здесь и столетняя швейная машинка, которую когда-то принесла в качестве приданого бабушка Драгицы. И многочисленная кухонная утварь, и колыбель, и ковры-чилимы, и масляные лампы. Всё началось с отреставрированного очага с подвесным  котлом. Благодаря ему Драгица вспомнила своё детство и обставила одну из комнат так, как она выглядела в середине прошлого столетия. Многие предметы подарили ей селяне, что-то она находила сама в подвалах и на чердаках. Сейчас Драгица Гайич живёт в другом селе у своего сына. Чтобы посетить её этно-дом, необходимо связаться с местным туристическим центром.


Мастерская Зорицы Баралич в Ужицах

21-%d0%b7%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%86%d0%b0-%d0%b1%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d1%87

Белград – 166 км. Зорица Баралич с детства увлекалась рукоделием. Прежде всего, её вдохновляли народная одежда и украшения. Сейчас мастерица занимается изготовлением традиционных сербских сувениров из природных материалов. Она использует пряжу, кожу, пеньку, перья, початки кукурузы и т.д. Самые популярные Зорицыны сувениры – это тыквы. В старой Сербии тыква была не просто овощем. Из неё делали сосуды для воды или украшения для дома. Тыкву покрывали резьбой, и богато разукрашивали. Народные сувениры Зорицы Баралич сейчас можно найти во многих этно-сёлах страны, в том числе знаменитом Сирогойно.


Мастерская Православного духовного центра в Кралево

22-%d0%b4%d1%83%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%86%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%80-%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%be

Белград – 165 км. Православный духовный центр «Владыка Николай Велимирович» находится в парке Святого Савы вблизи Соборной церкви Святой Троицы. Здание, в котором расположен центр, было построено в далёком 1832 году. В начале нашего столетия при центре была основана мастерская резьбы по дереву. Целью её основателей было обучение древнему народному ремеслу дуборезов всех желающих. Прежде всего, предложение касалось тех, кого принято называть социально-незащищённым населением. Это важное начинание не только несёт в себе важную гуманитарную миссию, но и способствует сохранению древнего ремесла.


Драгачевский дом ткачих

23-%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d1%82%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b8%d1%85

Белград – 176 км., Кралево —  42 км. В селе Дони Дубац с 1952 года работает Драгачевская женская артель  «Райка Бороевич» Она объединяет больше тысячи ткачих из Рашки о окрестных сёл. Все производимые здесь изделия, а их двести пятьдесят наименований, изготавливаются исключительно вручную и только из натурального сырья. Используют овечью шерсть, хлопок, коноплю, мочало, солому, тростник, дикую лозу. Ковры, покрывала, одеяла, занавески, скатерти и т.д. выполнены в этно-стиле и отличаются очень высоким качеством. Драгачевские ткачихи не раз представляли свои работы на сербских и международных выставках, и являются обладательницами многих дипломов и наград. А местная женская ассоциация «Сновалица» обучает всех желающих древнему ремеслу ткачих.


Текстильный музей в селе Стройковце

24-%d1%81%d1%82%d1%80%d0%be%d0%b9%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%86

Белград – 285 км., Лесковац – 10 км.  Текстильный музей под Лесковцем находится в помещении бывшей водяной мельницы, построенной во второй половине XIX века. Здесь в 1884 году были установлены привезённые из Болгарии станки для производства шнура-гайтана. Правда, уже в 1896 году первая «гайтанара» была переведена в Лесковац. Но само помещение в Стройковцах настолько уникально, что музей решено было открыть именно здесь. Это так называемый «црнотравский джунджерский дом». В его левом крыле находилась мельница, а в правом – жилые помещения. Терраса богато украшена аркадами. Водяная мельница в 1959 году была выкуплена у владельцев и полностью отреставрирована. Сейчас здесь выставлены оригинальные предметы, рассказывающие о производстве шнура.


Женский ремесленный союз из Пирота

25-%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%81%d0%be%d1%8e%d0%b7-%d0%bf%d0%b8%d1%80%d0%be%d1%82

Белград – 306 км. Богатый турецкий город Пирот стал центром ручного производства ковров-чилимов ещё в средние века. Первые сведения об этом ремесле можно найти в «прописях» 1565 года. В 1886 году пиротский ковёр впервые появился на выставке в Вене. Австрийские газеты тогда восторженно писали, что узоры на нём и с лицевой, и с изнаночной стороны абсолютно одинаковы. Чилим – не просто ковёр. Он служил не только покрывалом, но и защищал дом от любой напасти. Согласно народным верованиям, ткач наделяет чилим особой энергетикой, которая способна исцелять своих владельцев и привлекать богатство. Чилим изготавливается исключительно вручную. Причём используется шерсть овец  только местной породы.  Она особенным образом обрабатывается, обеспечивая будущему изделию прочность на долгие годы. При этом сам ковёр толстым и грубым никак не назовёшь. Его густой ворс не превышает в длину и одного сантиметра, а используемые нити настолько тонки, что делают изделие необычайно лёгким. Каждый элемент коврового узора имеет определённое значение и символику.


Этно-музей в Рокином салаше .

Музей этно-дома «Елена» в Бездане

Этно-музей Дида Хорнякова салаша в Сомборе

Этно-коллекция в Лаличе.

Этно-музей в Равном Селе.

Частная коллекция Патрика Раго в Селенче.

Этно-дом в Бачком Петровце

Этно-музей в салаше Волич.

Падинский этно-музей Павла Петраша

Частная коллекция Дарко Бабеля в Бингуле

Этно-дом в Марадике

Этно-коллекция «Корни»

Народный музей дяди Петко в Костолце.

Этно-музей в Суводане.

Куча Чоловича в Малой Врбице.

Художественная мастерская Нины Бован в Чачке. 

Мастерская «LadyEmilly» в Заечаре.

Ферма здоровья в селе Риляц.

Лицидерская мастерская в Врнячкой бане

Опанчарская мастерская в Врнячкой Бане

Этно-музей в Брезовице.

Этно-коллекция в селе Црвене

Этно-музей в селе Чуштица

Мастерская Мирко Аврамовича

Этно-дом в селе Спанце