Ваведенье

Календарная зима пришла. Сербы считают, что её начало приносит великие перемены и даже исполняет самые заветные желания. Несмотря на то, что до православного Рождества ещё больше месяца, его дух ощущается повсюду. В храмах уже можно услышать псалом «Христос рождается», а четвёртого декабря отмечают один из двенадцати великих христианских праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы или Ваведенье, как называют его сербы.

Когда Деве Марии исполнилось три года, её родители, святые Иоаким и Анна, исполняя свой обет посвятить дитя Богу, привели девочку в Иерусалимский храм. Сцена встречи Марии и её родителей с первосвященником Захарием, отцом Иоанна Предтечи, и изображается на иконах Ваведенья. Празднику посвящён монастырь на Хиландаре, а также сербские обители Брадача, Сичево, Каленич и Ваведенье. Кроме того, это четырнадцатая по популярности Слава в Сербии.

Ваведенье ещё называют Света Пречиста или Женска Богородица. И это не удивительно, ведь Деву Марию считают защитницей слабого пола. Большинство сербок четвёртого декабря обязательно причащается. Но особое внимание в этот праздник уделяют роженицам, бесплодным женщинам и девушкам, которые никак не могут найти себе суженого.
В сёлах Южного Поморавля бездетные сербки четвёртого декабря отправляются в монастырь Црковица, чтобы переночевать там и получить благословение Богородицы на продолжение рода.

К ним часто присоединяются матери больных детей или женщины, которые просто хотят избежать какого-нибудь несчастья или найти ответ на мучающий их вопрос. На вечерние монастырские и церковные службы отправляются и засидевшиеся в девках. Главное, чтобы молитва была искренней, и если даже Дева Мария не даст просящей жениха, то утешение девушка получит точно.

В Таковских сёлах повенчавшиеся осенью супружеские пары первый раз появляются на церковной литургии, а после службы остаются на беседу со священником. Интересно, что свежеиспечённые мужья и жёны не просто одевают праздничные одежды, но и украшают их цветами из своих свадебных венков.

В этот день не начинают важных дел, не заключают договоров, не убираются в доме и даже посуду не моют. Конечно, если семья славит, последний запрет на неё не распространяется – попробуй устроить пир человек на двадцать и ни разу не воспользоваться кухонной раковиной. А между тем, семейные Славы до сих пор собирают и гораздо большее число гостей, причём стол накрывается минимум два раза.

В восточной Сербии по Ваведенью предсказывают будущий урожай. Если небо безоблачно, следующий год будет солнечным и тёплым, а значит и плодородным. Впрочем, дождь – тоже неплохой знак, чего не скажешь о сильном ветре.

Монастырь Ваведене

Интересно, что четвёртого декабря сербы стараются не брать в руки ножницы или секаторы. Но откуда взялся подобный запрет, сейчас мало кто может объяснить. Оказывается, Ваведенье – это ещё и Слава, отмечаемая скотоводами. В языческие времена в декабре предписывалось придерживаться некоторых бытовых правил, чтобы защитить свой скот от хищников. Волчьи челюсти тогда как раз и сравнивали с приспособлением для стрижки овец. Сербы полагали, что если ножницы закрыты, то и волчьи зубы на замке. С приходом христианства Деву Марию стали считать защитницей домашнего скота, потому в первый декабрьский праздник ножницами и не щёлкают.

И ещё одна интересная история связана с сербским Ваведеньем. Недалеко от города Ягодина, в селе Главинци находится единственная в стране Детская церковь. По сути, это даже не храм, а народное святилище. Четвёртого декабря здесь отмечают детскую Славу, собирающую семьи со всей округи и даже из других районов страны. Во время праздника ребята получают пакеты с подарками, а взрослые угощаются тёплой ракией.

А началось всё триста лет назад, когда на эти края обрушилось страшное несчастье: от неизвестной болезни стали умирать дети. Хворь не щадила ни богатых, ни бедных. Дело дошло до того, что селу стало грозить полное вымирание. Ни один малыш не доживал даже до двухлетнего возраста.

И только небольшую группу пастушков болезнь обходила стороной. Недалеко от пастбища эти дети нашли яму и сделали её местом своих игр. Яма была полна пепла, поэтому к концу дня мальчишки больше напоминали трубочистов. Поразмыслив, селяне решили привести к той яме и остальных детей. Малышей опускали в неё по очереди и, молясь Деве Марии, покрывали их личики сажей. Удивительно, но заболевания прекратились.


На месте ямы построили святилище и посвятили его Пресвятой Богородице. Главинци превратились в место паломничества матерей с больными детьми. Но после Второй мировой войны святилище забросили – в Титовской Югославии не было места для религиозных чудес.

Только в начале нашего столетия историю трёхсотлетней давности снова вспомнили. Святилище вместе с сельским храмом Ваведенья обновили, снова стали праздновать детскую Славу. И вот что примечательно: сельские старожилы уверяют, что дети в Главинцах всегда благополучно вырастают: не припомнят они ни страшных эпидемий, ни других несчастий. И даже во время всех войн прошлого столетия всё складывалось для местных семей благополучно. Это ли не чудо?

Вера Соколова